На базе Могилевского государственного областного лицея № 1 совместно с Могилевским Институтом развития образования проводятся занятия очно-заочной Школы Юных химиков.
Цели занятий в Школе Юных химиков – совершенствование знаний по химии, подготовка к предметной олимпиаде по химии, подготовка к поступлению в Вузы.
Занятия проводятся для учащихся восьмых и девятых классов два раза в месяц по субботам с 1000.
Дата и время проведения первого занятия:
28.09.2013 (суббота)
8 кл. с 10.00 до 12.35
9 кл. с 11.20 до 13.55
Далее занятия будут проводиться через неделю.
Место проведения: УО «МГОЛ № 1», 8 кл. каб. № 20, 9 кл. каб. № 305.
На занятия вне конкурса приглашаются учащиеся, имеющие опыт участия в предметной олимпиаде по химии. Остальные учащиеся для поступления в Школу Юных химиков принимают участие в заочной олимпиаде по химии. Задания заочной олимпиады приводятся ниже. На решение заданий отводится неделя с момента их опубликования.
Для учащихся восьмых и девятых классов, которые не смогут посещать по каким-либо причинам занятия в Школе Юных химиков, в МГОЛ № 1, организованы занятия заочной Школы Юных химиков. Задания заочной школы размещены на странице ниже.
8 класс
ТЕСТ
Среди приведенных ответов к каждому вопросу только один правильный. Выберите его.
1) Реальная молекула не соответствует формуле:
А) KNO3;
Б) H2SO4;
В) B3N3H6;
Г) H2S2
2) Наименьшее количество молекул содержится в 1г:
А) фтороводорода;
Б) иодметана;
В) сульфата магния;
Г) брома
3) Дана смесь азота, этилена С2Н4, ацетилена С2Н2 и угарного газа с одинаковыми массовыми долями каждого компонента в ней. Наибольшую объемную долю в этой смеси имеет:
А) азот;
Б) этилен;
В) ацетилен;
Г) угарный газ
4) Объёмные доли азота, водорода, неона и ацетилена С2Н2 в их газовой смеси одинаковы. Наибольшую массовую долю в этой смеси имеет:
А) азот;
Б) ацетилен;
В) водород;
Г) неон
5) Укажите неверное утверждение. Равные химические количества углерод (IV) и азот (IV) оксида при н.у.:
А) содержат одинаковое число молекул;
Б) занимают одинаковый объём;
В) различаются по массе;
Г) имеют одинаковую плотност
6) Укажите число простых веществ из указанных: карборунд, фуллерен, силан, кварц, черный фосфор, нашатырь, пластическая сера, озон:
А) 7;
Б) 6;
В) 5;
Г) 4
7) Одинаковое число атомов водорода содержит одинаковая масса веществ (относительные атомные массы считать целочисленными), формулы которых:
А) H2O и H2SO4;
Б) H2SO4 и Cu(OH)2;
В) H2SO4 и H2CO3;
Г) H3PO4 и H3PO3
8) Порция метана химическим количеством 1 моль содержит всего атомов:
А) 3,01?1023;
Б) 6,02?1023;
В) 6,02?10-23;
Г) 3,01?1024
9) Масса атома кальция больше 1/12 массы нуклида углерода-12 в:
А) 1,67 раза;
Б) 3,33 раза;
В) 40 раз;
Г) 5 раз
10) Какая из перечисленных молекул не существует:
1) C6H6;
2) H2O;
3) P4;
4) Al2O3?
ЗАДАНИЯ
1. В газообразной смеси метана и хлора на 3 молекулы метана приходится 1 молекула хлора.
а) Рассчитайте массовые доли метана и хлора в этой смеси.
б) Исходную смесь объемом 45 дм3 (н.у.) поместили в замкнутый
сосуд и облучили светом. Считая, что только один атом водорода в молекуле метана замещается на хлор, рассчитайте массы всех веществ в смеси, образовавшейся после окончания реакции.
2. Плотность смеси метана и кислорода равна 1,250 г/дм3 (н. у.). а) Определите относительную плотность этой смеси по воздуху. б) Рассчитайте объемные и массовые доли газов в смеси. в) Исходную смесь подожгли. Рассчитайте плотность образовавшейся газообразной смеси при нормальных условиях.
3. Образец содержит цинковую обманку и пустую породу. Массовая доля цинка в этом образце равна 53,6 %. Образец массой 12,8 г подвергли обжигу на воздухе. Полученный твердый остаток обработали избытком соляной кислоты. а) Приведите молекулярные уравнения описанных превращений. б) Рассчитайте массовую долю цинковой обманки в образце. в) Какую массу хлорида цинка можно выделить из полученного раствора, если выход на стадии обжига равен 88 %, а на стадии выделения соли потери составляют 10 %?
4. Если к твердому нитрату натрия добавить концентрированную фосфорную кислоту, то при нагревании смеси из нее можно отогнать азотную кислоту.
1. Напишите уравнение реакции (фосфорная кислота в избытке).
2. Означает ли данный эксперимент, что фосфорная кислота сильнее азотной?
3. Можно ли получить азотную кислоту при реакции 30%-ных растворов азотнокислого натрия и фосфорной кислоты?
5. При взаимодействии 69,8 г смеси карбоната и гидрокарбоната одного и того же щелочного металла с соляной кислотой выделяется 30,8 г оксида углерода (IV).
Определите щелочной металл и массы солей в исходной смеси.
Ответы на данные задания досылаются учащимися областной очно-заочной школы по химии по адресу: 212011.г. Могилев, пер. Берёзовский 1А,
УО «МГОИРО»,отдел физико-математических и естественнонаучных дисциплин (с указанием «ОЗШ-Химия»), не позднее 08.11.2013г.
9 класс
ТЕСТ
1) Неверным является утверждение:
А) щелочноземельный металл магний образует нерастворимый в воде гидроксид;
Б) химическая активность благородных газов самая низкая;
В) среди простых веществ, образованных халькогенами. кислород образует вещество, которое является очень сильным окислителем;
Г) самая низкая температура кипения среди водородных соединений галогенов - у хлороводорода
2) Какие частицы вносят основной вклад в массу атома:
А) протоны;
Б) протоны и электроны;
В) электроны и нейтроны;
Г) нейтроны и протоны?
3) С ростом температуры растворимость какой соли в воде увеличивается наиболее сильно:
А) калий-нитрата;
Б) серебро-нитрата;
В) натрий-нитрата;
Г) свинец-нитрата?
4) В окислительно-восстановительных реакциях:
А) степень окисления восстановителя и окислителя понижается;
Б) восстановитель восстанавливается, окислитель окисляется;
В) степень окисления восстановителя повышается, и он восстанавливается;
Г) степень окисления окислителя понижается, и он восстанавливается.
5) Для «нейтрализации» разлитой ртути используется мелкодисперсный порошок:
А) фосфора;
Б) углерода;
В) кремния;
Г) серы.
6) Для предотвращения возможного взрыва не следует хранить вместе:
А) сильные и слабые электролиты:
Б) сильные окислители и слабые электролиты;
В) сильные окислители и сильные восстановители;
Г) сильные восстановители и сильные электролиты.
7) Для понижения степени гидролиза натрий-ортофосфата необходимо прибавить к его водному раствору:
А) НСI;
Б) Н20;
В) NaOH;
Г) NaNO3.
8) Для получения алкенов с помощью реакции дегидрогалогенирования следует использовать:
А) водный раствор калий-карбоната;
Б) спиртовой раствор калий-гидроксида;
В) бензольный раствор хлороводорода;
Г) ацетоновый раствор серебро-нитрата.
9) Массовая доля углерода в этиленгликоле равна:
А) 38,7%;
Б) 40,0%;
В) 52,1%;
Г) 63,5%.
10) Правильно названо по систематической номенклатуре вещество:
А) 2-этил-З-метилгептан;
Б) нонадиен-2,4,6;
В) 2,3-дихлорбензол;
Г) 1,1-диметилциклопропан.
ЗАДАНИЯ
1. Для очистки медного купороса от примеси хлорида меди (II) его подвергли перекристаллизации. Навеску купороса массой 50 г растворили при нагревании в 40 мл воды, полученный раствор охладили до 200С. При этом выпал осадок, масса которого после высушивания при комнатной температуре составила34 г Вычислите массовую долю примесей в исходном медном купоросе, если насыщенный при 200С раствор сульфата меди содержит 17,4% безводной соли по массе.
2. К 100 мл 10%-ного раствора хлорида неизвестного двухвалентного металла, содержащего 37,37 % хлора по массе, добавили 100 г 7%-го раствора едкого кали (КОН). При этом выпал осадок, который был отфильтрован и прокален в вакууме при 4000С. Установите хлорид металла. Какова масса остатка, полученного после прокаливания.
3. Газообразные продукты, полученные при сжигании 1,86 г бесцветной органической жидкости, плотность паров которой при 400С и давлении 104 кПа равна 2,48 г/л, пропустили через избыток баритовой воды (гидроксид бария). При этом выпал осадок массой 18,33 г Определите молекулярную формулу органического вещества. Приведите его структурную формулу, если известно, что в кислой среде оно реагирует с уксусной кислотой. Приведите все уравнения реакций.
4. Навеску, массой 13,44 г, содержащую оксид, пероксид (К2О2) и надпероксид калия (КО2), полностью растворили в избытке серной кислоты. На титрование десятой части полученного раствора было израсходовано 20 мл 0,150 М раствора перманганата калия. Во втором опыте исходную навеску поместили в стеклянную трубку и пропустили через нее углекислый газ. Выходящие газы пропустили последовательно через баритовую воду, а затем через колонку, заполненную фосфорным ангидридом (Р2О5), и получили 1,73 л газа (95 кПа, 200С). Определите мольные доли веществ в исходной смеси. Напишите уравнения протекающих процессов.
5. При разложении 0,2 моль некоторой соли образовалось 8,96 л (н.у.) смеси трех газов и вода. После сушки газы пропустили через раствор щелочи, при этом масса раствора увеличилась на 7,1 г, а объем газов уменьшился на 25%. Если через оставшуюся газовую смесь длительное время пропускать искровой разряд, то компоненты смеси реагируют полностью с образованием газа, растворение которого в избытке воды дает раствор двух кислот с мольным соотношением 1:1. Установите, какая соль подвергалась разложению?
Ответы на данные задания досылаются учащимися областной очно-заочной школы по химии по адресу: 212011.г. Могилев, пер. Берёзовский 1А,
УО «МГОИРО»,отдел физико-математических и естественнонаучных дисциплин (с указанием «ОЗШ-Химия»), не позднее 08.11.2013г.
Ответы на данные задания будут помещены на сайтах УО «МГОИРО» и УО «МГОЛ № 1» не ранее 11.11.2013 г.
Архив:
Задания для первого (заочного) тура по химии
Заочный тур 9 класс, тестовое задание
Порядок приема учащихся в УО "МГОЛ №1"
Вступительная компания 2013 г. (архив)
День открытых дверей 14 апреля 2013 года в 11.00