Вступление

Tags: 

В конце 20-го века в системе народного образования республики Беларусь появились учебные заведения нового типа: колледжи, лицеи, гимназии. Первым подобным учебным заведением в городе Могилёве стал областной лицей при МГУ им. А. А. Кулешова по улице Воровского.

Согласно решению Могилевского облисполкома №5 от 17 апреля 1990 года лицей был открыт при Могилевском государственном педагогическом институте им. А.А.Кулешова 1 июля 1990 года. Городские власти, решая вопрос о размещении лицея, определили здание школы - интернат, которое имеет историческую и культурную ценность в нашей республике.
А история здания началась в 19-м веке и пережила различные исторические эпохи в разных качествах:

1892/1893-1917 - Женское Епархиальное училище Духовного ведомства
В полном Православном богословском энциклопедическом словаре П.Сойкина отмечается «Училища женские духовного ведомства для девиц духовного звания получили свое начало в 1843 году под покровительством императрицы Марии. 
Первое училище такого рода было открыто в Царском Селе на средства Св. Синода, за ним стали открываться в других городах.»
Православное русское духовенство всегда было проводником образования в народ. В 1872 году в городе Могилеве, после визита Обер-прокурора Св. Синода графа Дм. Толстого, за 6 ООО рублей духовенство приобрело землю под строительство училища с целью увеличения числа воспитанниц. Духовенство под строительство училища выбрало именно участок по улице Быховской, который находился в Задубровенском посаде.
Статья в Могилевских епархиальных ведомостях за 1892 год свидетельствует о том, что училище предназначено для девочек не только Могилева, по всей губернии. Воспитанницам легче было добираться из различных уголков губернии до училища, так как Быховская улица была одним из центральных въездов в город.
По свидетельству очевидцев, например, Зинаиды Даниловны Акинчиц, одной из воспитанниц последнего набора, учащиеся вынуждены были покинуть здание в 1917 году в связи с образованием на её базе пехотной школы Красных командиров. 
В ноябре 1918 года Всероссийский главный штаб поручил могилевскому губернскому военному комиссару организовать в городе советские командные пехотные курсы. Для их размещения было выделено здание бывшего женского епархиального училища по ул. Быховской. 26 декабря 1918 года начальником курсов был назначен Ф.В. Богданов, комиссаром П.М. Лещук. Курсы состояли из двух классов: подготовительного на 8 месяцев учебы и специального со сроком обучения 4 месяца. Батальон курсантов подразделялся на три роты по четыре взвода. Во главе рот стояли бывшие офицеры царской армии, которые перешли на сторону советской власти. Среди курсантов были в основном красногвардейцы, направленные разными воинскими частями и уездными военкоматами Могилевской и других губерний. В феврале 1919 года курсантам уже пришлось принять участие в боевых действиях по подавлению и разоружению восставшего караульного батальона в Могилеве. После этого на курсах организовали мобильную дежурную роту, которая в любой момент могла выступить по тревоге.
В годы ВОВ в здании бывшего женского епархиального училища располагалось гестапо, которое вело преследование инакомыслящих, недовольных и противников нацистского режима. Обладая широкими полномочиями, являлась важнейшим инструментом проведения карательной политики на оккупированных территориях. Гестапо обладало правом превентивного ареста (нем. Schutzhaft) — заключения в тюрьму или концентрационный лагерь без судебного решения. Международным военным трибуналом в Нюрнберге признана преступной организацией. Комендантом города Могилева был генерал-майор Эрдендорф, руководителем гестапо – майор Брангриш.
После ВОВ из-за того, что здание педагогического училища на площади Орджоникидзе сильно пострадало, занятия по подготовке педагогических кадров проходили на базе здания епархиального училища. В 1945 году директором педучилища был Черняков А.М. Затем по приказу №105 директором был назначен Колачев.

Задачи советской школы предполагали воспитание и подготовку высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в различных областях науки и культуры. В осуществлении этих задач большую роль призваны были сыграть школы-интернаты. 
Основное отличие школ-интернатов от массовых школ заключается в том, что школа-интернат – это ДОМ, где дети учатся и живут. Поэтому необходимо в этих школах создать домашнюю обстановку, в которой дети чувствовали бы себя свободно, создать такой мир, в котором были бы свои радости, мир, где и мечты бы сбывались. Это значит, что коллектив класса должен быть добрым, чтобы каждый чувствовал бы себя в дружеской обстановке. Всё это - сложнейшие задачи для решения педагогическим коллективом интерната. Работать с детьми в школе-интернате может только учитель, относящийся к ученикам как к своим детям, своим друзьям. Подбор такого педколлектива – самая важная, самая сложная задача.

Материалы подготовлены Шалашкевич Еленой Ивановной
video: