Школа-интернат №1 города Могилёва БССР

Tags: 
Задачи советской школы предполагали воспитание и подготовку высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в различных областях науки и культуры. В осуществлении этих задач большую роль призваны были сыграть школы-интернаты. 
Основное отличие школ-интернатов от массовых школ заключается в том, что школа-интернат – это ДОМ, где дети учатся и живут. Поэтому необходимо в этих школах создать домашнюю обстановку, в которой дети чувствовали бы себя свободно, создать такой мир, в котором были бы свои радости, мир, где и мечты бы сбывались. Это значит, что коллектив класса должен быть добрым, чтобы каждый чувствовал бы себя в дружеской обстановке. Всё это - сложнейшие задачи для решения педагогическим коллективом интерната. Работать с детьми в школе-интернате может только учитель, относящийся к ученикам как к своим детям, своим друзьям. Подбор такого педколлектива – самая важная, самая сложная задача.
Могилёвская школа-интернат №1 начала свою работу в сентябре 1957 года. Школе было передано здание, ранее принадлежащее педагогическому училищу. Школа хорошо подготовилась к началу работы: был произведён капитальный ремонт здания, оборудованы соответствующим образом необходимые для нормальной жизни и учёбы детей классы, мастерские, спальни, сушилки, улучшена вентиляция, переоборудованы умывальники, была закуплена необходимая одежда. 
Вся эта работа проводилась под руководством администрации школы. После длительного подбора на должность директора школы-интерната обком партии предложил эту работу одному из лучших организаторов народного образования г. Могилёва директору СШ №8 Оленскому Петру Львовичу, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе был назначен учитель физики СШ №1 Снытко Василий Яковлевич.
К началу учебных занятий школа была полностью укомплектована учителями и воспитателями, имеющими большой опыт работы, а также хорошо подготовленными молодыми педагогами. В школу пришли мастера педагогического труда Коток Э.Л., Глотова В.Д., Башенкова К.Е., Ерофеенко А.М., Чистякова Е.Д., Савинич Л.Ю., Ермоленко А.Ф., Лихацкая П.И., Андреева С.М., Щербакова Г.Н., Ганкина Д.А., Гайс А.И., Метелица В.С. и многие другие.
В педагогическом коллективе была создана здоровая трудовая обстановка. Обмен мнениями, совет и помощь друг другу стали традицией, неудачи одного члена коллектива огорчали всех, и все стремились помочь друг другу. 
В школу прибыли 180 мальчиков и девочек из различных районов Могилёвской области. В основном это были ребята из сложных семей, где не было нормальных условий для обучения и воспитания своего ребёнка (дети матерей-одиночек, дети из многодетных семей, дети из распавшихся семей и т.д.)
 

 

 

Такими они прибыли в школу-интернат №1

 
 

 

 

Такими стали мальчики выпускного класса

 
В школе были созданы благоприятные условия  для проведения учебно-воспитательной работы, воспитания у учащихся высоких моральных качеств, физического и эстетического воспитания, подготовки учащихся к практической деятельности. Учителя и воспитатели постоянно работали над повышением педагогического мастерства. В школе работали методические объединения. В связи с преподаванием  в школе предметов на английском языке, педагоги  в школе изучали английский язык в постоянно действующем кружке, которым руководила Коток Э.Л. Постоянное внимание уделялось изучению индивидуальных особенностей детей, усвоению материала на уроке, организации самостоятельной подготовки домашних заданий.  
В учебном процессе использовались преимущества школы-интерната. В результате серьёзной работы педагогов школа добилась полной успеваемости по всем предметам. Школа имела учебно-опытный участок (7 га), который обрабатывался в основном учениками. В школе постоянно проводились политинформации, на которых выступали сами учащиеся,  два раза в неделю выходила своя радиогазета. Стало традицией проведение вечеров на различные темы: литературные, математические, лекции-концерты, диспуты.
 

 

 

Подготовка к смотру художественной самодеятельности школы

 
Раз в неделю проходили дни английского языка, где к учителям, не владеющим языком, прикреплялись ученики-переводчики. В интернате работал филиал музыкальной школы, где многие ученики учились играть на фортепьяно, на баяне, на народных инструментах. Большая работа проводилась по привитию навыков личной гигиены, культуре приёма пищи. В школьной столовой столы накрывались скатертями, дежурные сервировали столы, получали и разносили пищу. 
Был установлен действенный контроль за работой пищеблока. Ответственный дежурный учитель и его помощник-ученик контролировали закладку продуктов, чистоту и порядок в столовой. При приёме пищи в столовой соблюдалась тишина. Учителя и воспитатели имели возможность обедать в школе, оплачивая обеды.
Спортивная работа с учащимися всегда была в центре внимания, в школе действовал совет коллектива физкультуры, разрабатывавший календарь спортивно-массовых мероприятий. Календарь утверждался директором школы и становился законом. Все учащиеся разбивались на два спортивных клуба: «Дружба» и «Ракета»; это помогало в проведении различных соревнований. Всем участникам была выделена спортивная форма. В спортивной базе школы было всё необходимое для организации работы. Школа пробрела 40 велосипедов, 100 пар коньков с ботинками, 150 пар лыж, несколько комплектов футбольной и хоккейной формы. Во дворе школы был оборудован стадион. 
Подъём детей после сна был в 7:00, а с 7:10 до 7:30 была зарядка (при хорошей погоде зарядка проводилась на улице, при дождливой – в здании).
Постоянно  работали спортивные секции: футбольная, лыжная, баскетбольная, гимнастики, лёгкой атлетики, а позже – шахматная, классической борьбы, водного туризма, и др. Секцией водного туризма руководили Йогман М.Х. и Лапидус А.З. Наши ученики принимали участие в водных походах по многим районам России. Был оборудован зал водного туризма.
Работали общественные тренеры Савич В.Д., Гликин, Кузнецова Е.И., Иогман М.Х., Лапидус А.З. и др. Зимой заливались два катка. Наши ребята неоднократно выходили победителями в республиканских соревнованиях среди школ-интернатов в областных, городских и районных соревнованиях. Лучшие спорстмены школы награждались подарками, грамотами, медалями.
Большое внимание уделялось туризму. Ученики школы прошли по всей Белоруссии. Были походы по партизанским местам, походы на велосипедах в Шклов, Быхов, Бобруйск и велопробег по маршруту Могилёв - Витебск – Могилёв. Наши туристы при посещении школ-интернатов выступали с концертами, проводили спортивные соревнования. Интересно был проведён велопоход в Рогачёвскую школу-интернат.
В Рогачёв мы ехали на своих велосипедах. Там нас встречала вся школа с духовым оркестром. С ребятами рогачёвской школы-интерната мы сыграли в футбол, в волейбол, дали им концерт художесвенной самодеятельности. У нас, как всегда, был с собой баян. В школе мы с ребятами провели интереснейший математический вечер. Особенно им понравились задачи, шарады, которые проводили наши ребята. Много рассказывали наши ребята о своей жизни в школе, о наших делах. Говорили об уроках, на которых учащиеся старших классов проводят кружковые занятия с малышами. Директор Рогачёвской школы-интерната договорился с капитаном речного катера, и в обратный путь мы отправились на катере, который и довёз нас до Днепровского моста. Эта поездка надолго осталась в памяти наших ребят.
 
*      *      *
   
Самое главное, что прививалось в школе, – это стремление успевать «без троек». Увеличилось количество отличников, хорошистов. Наши выпускники поступали в самые престижные вузы Советского Союза. Их рассказы о школе на вечерах встреч повышали интерес детей к учёбе, давали стимул к повышению знаний.  
Особо хочется вспомнить о том, как интересно проходили вечера встреч, как интересно рассказывали новоиспеченные студенты о своей жизни, с какой жадностью и вниманием слушали их дети, как они впитывали всё новое, какие заманчивые дали перед ними открывались, как у них горели глаза. Вспоминаются наши школьные вечера, вечера КВН, конкурсы песен, обучение ребят танцам под баян и т.д. Всё это делало жизнь школы интересной, увлекательной, разнообразной. Думается, что ребята любили свою школу, своих учителей, воспитателей и своих товарищей. И это чувство они сохранили в себе и пронесли в сердцах через многие, многие годы. И сейчас я получаю много писем, телефонных звонков с проникновенными словами благодарности, с воспоминаниями и признанием в любви и уважении к воспитателям, учителям и вообще к школе. 
Все ученики всегда с нетерпением ожидали встречи с выпускниками. Эти вечера проходили в актовом зале. Это большой, светлый, красивый зал, убранный к празднику. В зале ставили столы, на которых было угощение. Выпускники перед торжеством были приглашены в столовую, где их угощали ужином. Программа этих вечеров была интересной. Каждый выпускной класс отчитывался перед школой о прожитом годе. Где кто учится, кто женился, у кого родились дети. На этих вечерах мы с радостью встречали семейные пары. Выпускники рассказывали о своих институтах, об учёбе, о жизни студентов, о научной работе. Это было так ново, так увлекательно, что у детей появлялось желание лучше учиться, чтобы потом поступить в вузы и тоже стать студентами.
Дорогими гостями на вечерах встречи были наши шефы. Это экспериментальная обувная фабрика, областное управление связи, строительное управление, воинская часть. Они тепло приветствовали наших выпускников, приглашали их к себе на работу, дарили школе подарки.
 

 

 

     
   *      *      *
   
Сегодня проводится большая работа по восстановлению истории нашей школы. Руководит этой работой выпускник интерната, учитель математики и информатики лицея Миткевич Валерий Николаевич. Огромное ему спасибо за эту работу и за сохранение доброй памяти о школе. 
Думаю, что без излишней скромности могу констатировать тот факт, что наша школа была одной из лучших школ-интернатов Белоруссии. Школа неоднократно проверялась органами народного образования, министерством просвещения БССР. 75% наших выпускников поступали в вузы и техникумы страны.
Многие интересные дела проводились впервые в городе в нашей школе. Интересными были дни самоуправления в школе. В эти дни все уроки, внеклассные мероприятия, подготовка уроков проводились только учениками. В школе из педколлектива оставался только директор, все учителя и воспитатели в этот день в школу не приходили.
Подготовка к дню самоуправления в школе проводилась очень серьёзно. Каждый учитель и воспитатель подбирал себе замену на день самоуправления. В основном «педагогами» назначались ребята, хорошо знающие свой предмет, обладающие организаторскими способностями, уравновешенным характером. Список учащихся, подобранных педагогами, утверждался администрацией школы. Каждый учитель вместе со своим помощником составлял подробный план урока, после этого ученик работал с материалами в библиотеке, и потом этот план окончательно утверждался. Оценки, выставленные практикантом, никогда не исправлялись учителем. Воспитатели тоже проводили большую работу по подготовке к этому дню. Тщательно продумывалась подготовка, игры, беседы и различные мероприятия. Планы уроков и воспитательной работы подписывались и учителем, и учеником. 
Особо тщательно готовились к работе  в этот день будущие директор школы, завуч, ответственный дежурный и его помощник. Будущий директор целую неделю наблюдал за моей работой, обсуждались все вопросы жизни коллектива. Ребята контролировали работу пищеблока, взвешивание и закладку продуктов. Всё шло интересно, проводилось методически грамотно. В конце дня вся школа выстраивалась на общешкольную линейку, где «директор школы», «завуч», «ответственный дежурный» и его помощник (все ученики) подводили итоги дня. После этого ученики расходились по спальням, и в школе был отбой, а весь «педколлектив», то есть ребята, которые проводили уроки, руководили воспитательной работой по классам, собирался в кабинете директора на педсовет. Здесь «директор», «завуч» и т.д. подводили итоги прошедшего дня.
Многие из этого так называемого педколлектива поступали в пединститут, становились настоящими учителями: Валерий Миткевич, Марийка Иванова, Марийка Пентюх, Слава Харланович, Света Заяц, Нина Суровцева, Врублевская Анжела и много, много других настоящих педагогов, вышедших из стен нашей школы.
Сотни наших выпускников заняли достойное место в жизни, добились успехов на своих рабочих местах. Наши ребята - хорошие семьянины. Среди наших выпускников нет ни одного, кто бы опозорил себя, кто бы опозорил свою школу-интернат №1.
Особое место в работе школы следует уделить прекрасному организатору школьного дела Климковичу Виктору Петровичу. Работая инспектором Октябрьского районо, он много внимания уделял нашей школе, которая относилась к Октябрьскому району. Его критические замечания, советы и рекомендации всегда учитывались администрацией школы. После ухода на пенсию Оленского П.Л. директором школы-интерната был назначен Климкович В.П. Под его руководством была укреплена материальная база школы. Он был инициатором перехода работы школы на кабинетную систему. Были созданы новые кабинеты истории, математики, русского языка и литературы, физики, химии, английского языка, начальных классов, методический кабинет. Кабинеты были оснащены техническими средствами, установлены пульты управления ГСО. Это была огромная работа, в которой участвовал весь пед.коллектив. Серъёзное внимание было уделено оборудованию спортивного кабинета в подвале школы, улучшилась и вся спортивно-массовая работа. Много внимания Виктор Петрович уделял шефской работе. В коллективе была создана атмосфера поиска лучших форм учебно-воспитательной работы. Мне довелось работать с Виктором Петровичем в должности завуча школы, а после его ухода на должность заведующего Центральным районо я стал директором школы-интерната №1 и продолжил работу, начатую Виктором Петровичем. Контакты в работе с Климковичем В.П. продолжались и дальше. Он помогал мне в решении многих вопросов жизни нашего коллектива. Он очень толковый организатор, умница, многознающий историк. Работать с ним было очень интересно, хоть и напряженно, да и результаты нашей работы были ощутимы. Я благодарен судьбе, что жизнь столкнула меня с таким чудесным Человеком. Связь с Виктором Петровичем я поддерживаю и сейчас.
Сердечное спасибо хочется сказать Коток Э.Л., Метелице В.С., Кожеровой С.И., Селезнёвой З.В., Картоусовой Л.Г., Азаровой А.А., Шаховой П.С., Мишкорудной А.Н., Слепцову В.С., Желакович А.Л., Колмаковой С.Н., Голубничей Л.Ф., Зуевой В.А., Семеновичу Л.М., Пупейко А.С., Ганкиной Д.А., Чистяковой Е.Д., Савинич Л.Ю., Тихонову В.А., Дедюле Н.С., Прензовой А.И., Ильинкову А.И., Агеенко Т.Д., Снытковой Н.Е., Портновой А.И., Рыбаловой И., Бахваловой Е.А., Королёвой Г.Е., Марковой Т.Д., Власенко Л.А. – и всем, всем учителям, воспитателям, работникам школы за их труд, за их сердечное отношение к детям, за организацию питания, отдыха детей, за решение всех вопросов жизни и быта наших детей.
В заключение хочется сказать, что в 1991 году решением МП БССР школа-интернат №1 была закрыта и на базе школы-интерната №1 была открыта Могилёвская средняя специализированная школа-интернат III ступени (лицей) при МГПИ им А.А.Кулешова. Многие учителя, воспитатели нашей школы продолжили  работу в лицее. Опыт работы школы-интерната №1 был использован в работе лицея. Способствовала работе лицея и материальная база школы, его кабинеты, разработанные школой режимные моменты, организация внеклассной работы. Мы довольны тем, что опыт работы школы не пропал, а получил своё продолжение в работе лицея.
 
*      *      *
 
Несколько слов о себе и о сложности работы школ-интернатов.
Я окончил физико-математическое отделение учительского института в 1951 году. С 1951 по 1954 год служил в Советской Армии. В 1958 году окончил с отличием физико-математический факультет педагогического института г. Могилёва. С ноября 1958 года по 1963 год работал в Могилёвской школе-интернате №1 воспитателем и учителем математики, проработав перед этим три года в детском доме №3. С 1963 года работал заместителем директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе, а с 1980 года – директором этой школы. Уволился в 1992 г. в связи с уходом на пенсию. Все эти 33 с лишним года были отданы школе-интернату №1.
Обычно я работал с 7:00 (время подъёма детей) и до 22:00 (отбой), зачастую без выходных и без отпуска. Многие годы я был внештатным инспектором по проверке школ-интернатов Могилёвской области, изучал их работу, вскрывал недостатки и помогал их исправить. Посетил сотни уроков и не только по математике, помогая учителям лучше организовать учебную работу.
Для меня в школе самым главным было здоровье, учёба, дисциплина, разумная работа с детьми.  И сегодня я поддерживаю контакты с учителями, воспитателями, выпускниками нашей школы.
  Я желаю всем бывшим работникам школы, нашим выпускникам здоровья, счастья, благополучия.
 

 

 

Сегодня они пенсионеры


Из воспоминаний бывшего директора   
Могилевской школы-интерната №1   
Владимира Борисовича Гринглаза   
 А история здания началась в 19-м веке и пережила различные исторические эпохи в разных качествах: