Работа по темам самообразования

Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение квалификационной категории «учитель-методист»

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности (авторской методики

Квалификационный экзамен (аттестация педагогических работников)


Работа по темам самообразования
как необходимое условие повышения
педмастерства учителей.

В условиях массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Большую роль играет работа по самообразованию учителя. Учителя лицея активно работают по темам самообразования: выписывают и изучают необходимую литературу, используют ресурсы Интернет, повышают своё профмастерство на методических семинарах различных уровней. В этом учебном году годовым планом работы лицея предусмотрено также взаимопосещение уроков учителей, выступления на педагогических чтениях, отчёты по темам самообразования. В качесте теоретической базы учителям членам инновационно-технологического МО предлагаются эти рекомендации.

Действия педагога в процессе самообразования:

  • принятие решения о необходимости самоизменения;
  • разработка программы самосовершенствования;
  • работа по реализации программы;
  • корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
  • самоанализ выполнения программы;
  • постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.

Принципы построения программы:

  • научность;
  • реалистичность;
  • прогностичность;
  • целостность;
  • актуальность;
  • оптимальность;
  • контролируемость.

1.    Учитель должен знать

историю возникновения технологии, по которой работает;

теоретическое обоснование новых результатов;

проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;

результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;

методы и приемы, использующиеся в данной технологии;

методы и приемы работы учащихся;

этапы освоения технологии учителем и учащимися.

2.    Учитель должен уметь разработать:

модифицированный вариант учебной программы;

календарно – тематическое планирование;

планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;

содержание учебных проектов;

задания для учеников к учебным проектам;

новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.

3.    Учитель должен уметь применять на практике:

методы и приемы новой технологии;

проводить учебные занятия различных типов;

анализировать занятия и вскрывать недостатки;

обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;

проводить самоанализ;

оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;

осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:

  • цели профессионального развития;
  • варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • получение консультаций;
  • обсуждение возникших проблем с коллегами;
  • взаимопосещение уроков;
  • работа по апробации полученных знаний на практике;
  • участие в системе школьной методической работы;
  • самообобщение результатов работы;
  • передача собственного опыта коллегам и др.

Следующий этап – работа по реализации плана:

  • консультативная помощь;
  • коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;
  • анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;
  • обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;

 Результаты:

  • выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;
  • публикации в печати.

Памятка для учителя по самоанализу урока

1. Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока?

2. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?

3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? рационально ли было распределено время на уроке?

4. На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное?

5. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.

6. Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке?

7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему?

8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения.

9. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?

10. Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки?

11. Проводилась ли рефлексия? 

12. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?

План работы 
учителя _____________ 
над темой по самообразованию 
________________________ 
на _______ учебный год

Направление деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

 Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы.

Август

 

2

 Составление плана работы над темой

Сентябрь

 

3

 Составление списка литературы по теме

Сентябрь

 

4

 Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

В течение года

 

5

 Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

В течение года

 

6

 Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности

В течение года

 

7

 Разработка плана подготовки учащихся к республиканской олимпиаде по немецкому языку

Сентябрь

 

8

 Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов /к зимней и летней сессиям/

Декабрь,
апрель

 

9

 Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/

В течение года

 

10

 Подготовка выступлений на заседания кафедры

По плану
работы МО

 

11

 Участие в предметной неделе

Ноябрь

 

12

 Систематизация материалов по теме «_________»

Апрель

 

13

 Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании кафедры

Май