Вечером 16 ноября 2018 года группа туристов турклуба «Эдельвейс» под руководством Старовойтовой Т.В. , Висковского Ю.В. и Когачевского А.А. вышла на маршрут Могилёв – Копысь – Александрия – Болбасово - Могилёв. Почти без опозданий собравшись на железнодорожной станции, наш отряд из 36 человек на час занял полвагона дизель-поезда Могилёв-Орша. Время, проведённое в поезде, пролетело почти незаметно: скоро нас встречали фонари станции Копысь, от которой мы двинулись в сторону Александрийской средней школы. Дорога до школы была недолгой, однако лёд под ногами мешал идти быстро. Несмотря ни на что, скоро мы уже оставили вещи в тёплой школе и решили прогуляться по вечернему посёлку Копысь.
Перейдя мост через реку Днепр, мы оказались около замчища. Ныне замчище представляет собой комплекс, дополненный смотровой башней и входными воротами. Само замчище в своём первоначальном виде перестало существовать в 1772 году. Сейчас место представляет собой парк. Гулять по неосвещённому городищу оказалось очень романтично. Осмотрев башню и вид на реку, наша группа двинулась обратно в сторону Александрии через мост. В 1942 году именно в том самом месте, где расположен мост, реку Днепр форсировала 47-я танковая дивизия генерала Гудериана: данный факт подробно описан в его дневнике.
В александрийской школе мы провели ночь, после которой нас ожидал вкусный и сытный завтрак. После завтрака директор школы провёл нас к соседнему зданию – той самой школе, которую закончил президент Республики Беларусь Лукашенко А. Г. Старое здание школы представляет собой 2 класса: класс географии (в котором, к слову, сохранилось даже место, где сидел будущий президент) и класс-музей, где представлены различные экспонаты советского времени и фотографии. После осмотра старой школы директор провёл нам экскурсию по новому музею, который находится в современном здании школы, после чего наша группа двинулась в сторону Болбасово.
Всю дорогу с самого утра нас сопровождали солнце и лёгкий морозец; местные ландшафты тоже не могли не радовать глаз. Через деревню Александрия-2, где родился А.Г. Лукашенко и где сейчас располагается его резиденция, мы вскоре вышли к лесу возле деревни Дубровка, где было решено сделать привал на обед. Пока часть группы занималась костром и приготовлением пищи, парни выдвинулись за водой. Жители Дубровки оказались весьма приветливыми: местные бабушки рассказали нам о колодце, глубина которого аж 27 метров, и научили им пользоваться; а один из местных жителей даже пригласил к себе в гости погреться и предложил велосипед, чтобы быстрее добраться к своим. Мы его поблагодарили, но вежливо отказались. Скоро вода была на месте, чуть позже был готов обед. Время летело настолько быстро, что мы и сами не заметили, как оказались под рюкзаками и держали путь в сторону Болбасово.
И вот мы уже в школе: готовимся к ужину, располагаемся и занимаемся бытовыми делами. Парни всея группы развели костёр из подручных средств, на который вскоре дежурными был воздвигнут будущий ужин в котлах. После ужина наступила самая долгожданная часть походного дня – игры. Приятно смотреть, как все дружно превращаются в детей и самозабвенно веселятся. Апофеозом вечера стала свежепридуманная игра, в которой участники, разделившись на команды, выкладывали на полу слова из собственных тел. Вдоволь нарезвившись, все расположились спать.
И вот уже утро нового дня наступило на пятки нашему походу. Позавтракав и собрав вещи, мы приступили к уборке школы, а после двинулись на экскурсию по Болбасово. Мы посетили памятник Герою Советского Союза С. И. Грицевцу, последнее место службы которого (а именно 58-я авиационная бригада) находилось именно здесь. Далее по дороге на знаменитый аэродром нам встретился памятник дальней авиации в виде двухмоторного реактивного самолёта ТУ-16. Сфотографировавшись рядом с памятником, мы продолжили свой недолгий путь на аэродром. Сейчас на аэродроме находится одна действующая взлётно-посадочная полоса, также функционирует Оршанский авиаремонтный завод. На соседней ВПП идёт строительство нового логистического центра. К сожалению, посетить авиаремонтный завод нам не представилось возможным: территория завода находится за колючей проволокой, там же и две единицы авиатехники – самолёт ИЛ-76ТД и вертолёт МИ-24. Также остались подземелья и забетонированные входы в капониры, которые мы не смогли посетить.
Конец похода всегда наступает быстро. Быстрые сборы, быстрая дорога до остановочного пункта Звёздный, быстрый путь до Могилёва в поезде… Смех и радость, которые мы приносим людям, незабываемы. Наши любимые песни под гитару оценили и контролёры, и пассажиры, за что приятно было слышать благодарности в свой адрес. И вот мы уже прощаемся на станции, зная, что в январе снова встретимся в походе.
Закончить хотелось бы кратким замечанием: пока мы ходим в походы, мы чувствуем себя молодыми, живыми и полными того самого юношеского духа и азарта. За это и благодарим наших руководителей и друг друга. А также для себя у нас всегда есть ответ, почему Першы действительно Лепшы.