Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости

назад в проект     

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

Вслед за многими западными медиапедагогами, призывающими к развитию критического мышления школьников по отношению к медиатекстам, к защите от манипулятивного воздействия медиа, Л.С.Зазнобина, заведующая лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общих средств обучения Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор, поддержала идею о необходимости педагогического влияния на этот процесс. Была разработана концепция медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами.

Л.С.Зазнобина выделяла следующие весомые для медиаобразовательных целей результаты:

"- включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ, умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;

- трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена и др.;

- аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них;

- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от "белого шума".

Идеи интегрированного медиаобразования, разработанные лабораторией ТСО и медиаобразования Института общих средств обучения Российской Академии образования, реализуются на практике в московских средних школах № 315, № 858, МКЛ 1310, г. Москва, УВК 1636, г. Москва, в лицее №1 Петрозаводска, в Ерденевской средней школе Малоярославецкого района Калужской области. С 2002 г. по 2006 г. СОШ №24 (Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри) являлась научно-практической лабораторией по теме: «Медиаобразование интегрированное с базовым с целью подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве»; с 2006 г. - опорная школа по теме: «Внедрение медиатехнологии в воспитательный процесс».

Под руководством С.И.Гудилиной была организована работа экспериментальной площадки (ГЭП) «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» на базе московских школ № 1173, 858, 574, 515, 511, 1405 «Вдохновение» и детский сад №2435. В результате сложилась модель инновационной площадки, которая включает разные уровни образования (дошкольное, школьное и высшее), а также разные формы обучения (традиционные и элементы дистанционного обучения). В теоретическую основу исследования легли материалы проекта стандарта «Интеграция медиаобразования с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами» (Зазнобина Л.С.). Поэтому первоначально темой экспериментальной работы была «Интеграция медиаобразования с учебными дисциплинами».

А.С. Галченковым, аспирантом Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, была разработана модель, интегрирующая медиаобразование в уроки литературы в 5-6 классах, которая была апробирована на базе МОБУ СОШ № 22. А.С.Галченков определяя концептуальную основу своей модели, учитывал, что она носит интеграционный характер. Специфика учебного предмета «литература» ориентируется на эстетическую и культурологическую теории медиаобразования, которые имеют большой спектр «пересечений», являясь взаимодополняемыми. Дополнение данной концепций теорией развития критического мышления помогает применять в работе некоторые важные аспекты медиаобразования (развитие критического мышления у аудитории, уменьшение манипулятивного влияния медиа на школьников и т.д.) порядков». Технология внедрения разработанной им медиаобразовательной модели основана на проблемных, интерактивных, игровых формах проведения занятий.

В настоящее время на базе МБОУ гимназия № 161 г. Екатеринбурга открыта экспериментальная площадка «Интеграция медиаобразования с базовым образованием как фактор формирования информационной компетенции учащихся» (2011 – 2014 гг.).

Результаты экспериментальных площадок по интеграции медиа образования в образовательный процесс указывают на повышение уровня медиакомпетентности учащихся и педагогов, развитие способности к оценке, пониманию, анализу медиатекстов разных видов и жанров, самостоятельного аргументированного критического суждения о медиатекстах, создаются условия, чтобы познавательный процесс по-настоящему стал интересным.