Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан проект

назад в проект     

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан проект

Проблема формирования медиакультуры личности как психолого-педагогический феномен достаточно нова и долгое время не являлась предметом специального исследования, хотя косвенно рассматривалась с разных позиций.

К началу 90-х гг. идеи медиаобразования реализуются более чем в 40 странах. Значительную роль в развитии медиаобразования сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией и Совет культурной кооперации при Европейском совете (Франция) и др.

Наиболее важны в направлении медиакультуры достижения канадского социолога Герберта Маршалла Маклюэна, который считается одним из первых медиатеоретиков, заново пересмотревших всю историю культуры. Он посвятил свои работы анализу коммуникативных каналов в сфере культуры и исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе – мире, созданном новейшими средствами массовой информации. Именно Маклюэн одним из первых использовал термин «media», который культурологами, а затем и социологами, философами, журналистами стал использоваться для обозначения различных средств коммуникации.

В России проблемами медиаобразования занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации (1974) Педагогического общества России.

А.В.Фёдоров, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института, относится к числу теоретиков медиаобразования, выступающих за наделение обучаемых знаниями и умениями, необходимыми для создания собственных медиатекстов. А.В.Федоров рассматривает развитие критического мышления не как итоговую цель медиаобразования, а как его постоянный компонент.

В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области  искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, А.И.Умана, М.Я.Виленского и др.).  Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных  самостоятельных учебных курсов (А.В.Шариков, А.В.Федоров и др.) и организация внеурочных видов работы в виде кружка, факультатива, клуба (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.).

В центре внимания современных белорусских исследователей в сфере медиаобразования находятся вопросы, касающиеся теории и практики медиаобразования (К.А.Соколов), дистанционной формы обучения учащихся (Е.К. Емельянчик), применения экранных медиа в процессе подготовки студентов (С.И. Пугач), использования информационно-коммуникационных технологий на уроках и факультативных занятиях (О.Н. Круглова), применеие медиаобразовательных технологий в инкультурации молодёжи (Е.А. Спирина) и т.д.

Тематика медиаобразования  рассматривалась на многих научных форумах, проводившихся в Белоруссии. В частности, интересный опыт интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс был представлен на международной научно-практической конференции «Инновационное образование: теория и практика», состоявшейся в Минске в 2011 году. В статье И.Л. Шичко «Применение экранных медиа в процессе подготовки студентов» анализируется опыт внедрения одного из видов медиатекстов - экранные тексты (учебный - телевизионный – художественный кинематограф) в преподавании курса «Коррекционная педагогика». Медиаобразование как отдельный учебный предмет не включено в школьные программы Беларуси. Практическая реализация медиаобразования в школьной аудитории ведётся путем интеграция медиаобразовательных элементов в учебные дисциплины, и, при этом, реализуется в процессе киноклубной и факультативной деятельности.

При этом в последние годы белорусскими медиапедагогами разработаны различные программы по кино/медиаобразованию школьников. Говоря о методических подходах к медиаобразованию, отметим, что в Беларуси  они очень близки с российским: основной акцент делается на эвристических, проблемных, проектных, игровых формах обучения, направленных на развитие самостоятельности мышления, индивидуальности учащихся, стимулирование творческих способностей к восприятию, анализу и интерпретации медиатекста.  Медиаобразование позволяет решать целый комплекс задач:

 - развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа; - защита от вредного влияния СМИ;

- развитие способностей учащихся к восприятию, пониманию и анализу языка медиа;

- развитие способностей учащихся к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей учащихся к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей учащихся к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном аспекте;

- развитие умений учащихся создавать и распространять собственные медиатексты;

- получение учащимися знаний по истории медиа, медиакультуры;

- успешная социализация в насыщенном информационном обществе.

Таким образом, актуальность теоретических и методических разработок в области медиакультуры в Беларуси очевидна.