Актуальность инновационного проекта

назад в проект     

Актуальность инновационного проекта

Современный мир – мир массовой коммуникации. Рывок, совершенный средствами массовой коммуникации в последнее десятилетие, стал одним из факторов развития процесса глобализации, который привел человечество к порогу общества нового типа – информационному, для которого характерно формирование глобальных коммуникационных сетей, включая мобильные связи, интернет, социальные сети. В Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года отмечается «рост объемов производимой информации, ее активное использование в различных сферах деятельности, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры стали основными факторами возникновения и развития информационного общества».

Происходящие сегодня в Республике Беларусь процессы глобальной информатизации общества коренным образом изменяют привычный уклад жизни, т.к. «сложившаяся исторически новая ситуация развития современного общества, которая определяется принципиально новым уровнем коммуникативных связей и высокой плотностью информационного поля» (Фельдштейн).

Данные тенденции свидетельствуют о переходе общества к качественно новой эпохе, которая получила название информационного общества и позволяют выделить новый вид человеческой культуры: - медиакультуру, которая стала определяющим фактором социализации в информационном обществе.

В педагогической науке появилось новое направление - медиаобразование, представляющее собой канал, по которому передается содержание медиакультуры, для того чтобы стать достоянием конкретного человека.

Ключевое значение приобретает проблема развития медиаграмотности школьников, которая представляет собой комплекс базовых знаний и умений, приобретённых в процессе медиаобразования и обеспечивающих стартовые возможности личности к дальнейшему развитию в области медиакультуры.

К числу таких знаний и умений относятся: культура общения с виртуальной медиа реальностью, творческие и коммуникативные способности, критическое мышление, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, самовыражение при помощи медиатехники. Активное использование учащимися образовательного потенциала медийных ресурсов для саморазвития и самореализации актуализирует проблему воспитания ответственного и безопасного отношения к ним.

Актуальность инновационного проекта определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры учащихся, которая будет способствовать развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления и станет одним из условий их самодостаточности и  успеха в медианасыщенном обществе.

В проекте мы опираемся на термин «медиакультура», которая понимается как: 1) совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в социуме; 2) по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Международные стандарты в области медиаобразования: резолюции ЮНЕСКО, в том числе – Декларация о правах человека и верховенстве права в информационном обществе, программа «Информация для всех», ряд отечественных законодательных документов и др. Согласно ЮНЕСКО медиаобразование (mediaeducation) понимается как "обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Медийная и информационная грамотность (МИГ) рассматриваются как “основные компетенции, необходимые для эффективного использования медиа и других поставщиков информации и развития навыков критического мышления и обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации активной гражданской позиции». Приобретение навыков медийной и информационной грамотности открывает перед педагогами и учащимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать образовательный процесс более динамичным.

Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, опираясь на британскую модель медиаобразования, предложила комплекс программ, рассчитанный на четыре уровня овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими, которые используются, прежде всего, в образовательно-информационной (изучение теории, истории и языка медиа) и практико-утилитарной (практическое изучение и применение медиасредств) моделях.

Анализ педагогической практики показывает, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного общества в Республике Беларусь слабо актуализируется в контексте школьного образования. Сложившаяся ситуация объясняется следующими причинами: слабо разработана научно-методическая база для проведения занятий, способствующие повышению медиакультуры учащихся, преобладание технического (развитие умений пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями) к решению проблемы; отсутствие методического обеспечения решения проблемы: неготовность многих педагогов воспринять новые информационные реалии и идеи медиаобразования; отсутствие целостной системы подготовки учителей к реализации задач медиаобразования.

Накопленный учащимися практический опыт взаимодействия с различными медиаисточниками не может реализоваться в полной мере, так как отсутствуют или недостаточно развиты умения, позволяющие: соотносить эмоциональное восприятие с понятийным суждением, переносить эти суждения на другие жанры и виды медиакультуры, связать данный медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.д.

Актуальность проекта обусловлена противоречиями между:

- необходимостью формирования медиакультуры участников образовательного процесса, обусловленной современной социокультурной ситуацией в обществе, и недостаточным  научно-методическим обеспечением медиаобразования в условиях деятельности учреждения образования Республики Беларусь;

- вовлечением учащихся в процесс потребления массово-коммуникационной продукции и отсутствием педагогического сопровождения со стороны учреждения образования и семьи в области медиапотребления;

  - ростом количества  источников информации, резким повышением плотности информационных потоков,  ростом агрессивности медиасреды и отсутствием целостной системы формирования у учащихся умений декодировать и критически оценивать медиаинформацию;

- необходимостью интеграции медиаобразования в образовательный процесс учреждения образованияи недостаточно разработанным методическим инструментарием  по созданию медиаобразовательной среды;

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы инновационного проекта.