Инновационная деятельность в Лицее
Педагогический дневник
участника инновационной деятельности
Незаписанная мысль – потерянная мысль
Менделеев Д.И.
Дневник участника инновационной деятельности – это:
* документ, определяющий стратегию и тактику решения конкретной педагогической или социальной проблемы средствами предмета или внеклассной работы при использовании учителем современных образовательных технологий или других новшеств;
* средство анализа и осмысления личного профессионального опыта учителя;
* средство разностороннего исследования и осмысления действий педагога и учащихся, выбора наиболее эффективных из них;
* краткий обзор того, что сделано, что надо сделать и чему еще надо научиться;
* средство рефлексивного, продуктивного, системного мышления;
* текст с «открытой», нежестко фиксированной структурой, предполагающей большое разнообразие форм организации тематической информации (планы, факты, мероприятия, действия, рассуждения, характеристики, сообщения, исследования, выводы, итоги, идеи и т.д.).
Дневник:
* показывает, соответствуют ли виды деятельности учителя его ожиданиям и критериальной базе проекта;
* помогает увидеть, есть ли у педагога и учащихся прогресс, в чем и какие есть приращения, какова динамика позитивных изменений;
* помогает находить нестандартные решения возникающих проблем и преодоления затруднений, посмотреть на то или иное событие в перспективе.
Структура дневника:
1. Тема инновационной деятельности педагога (в соответствии с темой инновационногопроекта УО);
2. Цель инновационной деятельности педагога (конкретно, измеримо, достижимо);
3. Ожидаемые результаты (личные и творческие достижения учителя и учащихся и др.) и критерии их оценки, показатели эффективности инновационной деятельности педагога в разрезе критериальной базы проекта;
4. План инновационной деятельности педагога, включая тематику исследований (что, где, когда, зачем, как);
5. Учет работы (успехи и достижения, проблемы и неудачи);
6. Факторы, способствующие и препятствующие достижению ожидаемых результатов;
7. Выводы и предложения.
Основные требования:
* Дневники ведут все участники инновационной деятельности;
* Дневники заполняются не реже 1-2 раз в 2 недели;
* Дневники анализируются постоянно, самостоятельно учителем или совместно с руководителем проекта, консультантом, руководителем методического объединения (творческой группы);
* Материалы анализа дневников важно использовать для повышения эффективности инновационной деятельности и самообразования, поиска более эффективных приемов и способов работы, организации дополнительных исследований, подготовки аналитических справок, методических разработок, статей и обобщения опыта, выдвижения новых целей и генерирования новых идей.
Уважаемые коллеги!
* Ведите дневники! Читайте дневники!
* Систематизируйте и анализируйте факты. Сравнивайте результаты.
* Исследуйте свои решения, действия, планы, учебные занятия, приемы и методы их проведения, выбирайте и используйте наиболее эффективные.
* Ускоряйте процессы инновационных преобразований и повышения качества образования учащихся.
* Ежедневно учитесь на собственном опыте!
* Помните, все гении человечества вели дневники. Именно дневниковые записи знаменитых педагогов легли в основу шедевров педагогической литературы!
Читайте:
1. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования/под общ. ред. д-ра пед. наук Г.И. Николаенко; ГУО «Академия последипломного образования». – Минск: АПО, 2012. – 248;
2. Журнал «Кiраванне ў адукацыi» № 2, 2007 г., стр. 60-62;