Закон о борьбе с коррупцией 2014 г. Глава 2 Борьба с коррупцией

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство о борьбе с коррупцией

Статья 3. Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений

Статья 4. Принципы борьбы с коррупцией

Статья 5. Система мер борьбы с коррупцией

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ, И ИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 6. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией

Генеральная прокуратура Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.

В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура Республики Беларусь:

аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;

анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;

координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;

осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований настоящего Закона и иных актов законодательства в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательными актами;

готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией;

осуществляет иные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, установленные законодательными актами.

Статья 8. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и их права

В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

Порядок создания в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяется Президентом Республики Беларусь.

Специальным подразделениям по борьбе с коррупцией при выполнении возложенных на них задач предоставляется право:

получать безвозмездно из государственных органов и иных организаций в установленном законодательством порядке информацию, необходимую для выполнения функций по борьбе с коррупцией, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;

беспрепятственно прибывать в пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и места, где осуществляется пограничный контроль, по служебным удостоверениям и пропускам, выдаваемым Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь или уполномоченными должностными лицами иных органов пограничной службы Республики Беларусь;

приостанавливать с санкции прокурора полностью или частично на срок до десяти суток финансовые операции физических и юридических лиц, а также ограничивать их в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства и (или) иное имущество получены от лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений или к легализации доходов, полученных преступным путем;

вносить в государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством, представления об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.

Другие права, а также обязанности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяются настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией

Следственный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно–финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Статья 10. Взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

Порядок и условия взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, определяются ими совместно.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могут обмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией.

Статья 11. Содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

Предоставление сведений и документов, содержащих государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством. Предоставление указанных сведений и документов осуществляется в сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Статья 12. Информационное обеспечение борьбы с коррупцией

В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, которые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности в порядке и сроки, установленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Статья 13. Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией

Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией, действующими в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Статья 14. Финансовое и материально–техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с коррупцией

Финансовое и материально–техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с коррупцией осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Конкретные размеры необходимых для этого средств, в том числе валютных, ежегодно устанавливаются при утверждении республиканского бюджета на содержание органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности и используются ими на материально–техническое обеспечение специальных подразделений.

ГЛАВА 3

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 15. Требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений

Статья 16. Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица

Статья 17. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Статья 18. Ограничения по совместной службе (работе) в государственной организации супругов, близких родственников или свойственников

Статья 19. Ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации 

Статья 20. Ограничение по управлению долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций

Статья 21. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица

Статья 22. Основание отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу

Статья 23. Дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности

Статья 24. Особенности назначения и выплаты пенсии, ежемесячного денежного содержания при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий

Статья 25. Правонарушения, создающие условия для коррупции

ГЛАВА 4

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА

Статья 26. Доходы, подлежащие обязательному декларированию

Статья 27. Имущество, подлежащее обязательному декларированию, и определени

Статья 28. Декларирование доходов и имущества несовершеннолетних, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности и признанных судом недееспособными

Статья 29. Декларирование доходов и имущества при поступлении на службу

Статья 30. Декларирование доходов и имущества при назначении на определенные должности

Статья 31. Ежегодное декларирование доходов и имущества должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания, их супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство

Статья 32. Ежегодное декларирование доходов и имущества иными категория

Статья 33. Форма декларации о доходах и имуществе и порядок ее заполнения

Статья 34. Права, обязанности и ответственность физических лиц при декларировании доходов и имущества

Статья 35. Контроль в сфере декларирования доходов и имущества

Статья 36. Изъятие имущества, стоимость которого превышает доход, полученный из законных источников

ГЛАВА 5

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья 37. Коррупционные правонарушения

Статья 38. Уведомление о совершении правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения

Статья 39. Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции

ГЛАВА 6

УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 40. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

Статья 41. Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений

Статья 42. Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения

Статья 43. Обязанности и ответственность руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией

 ГЛАВА 7

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 44. Контроль за деятельностью специальных подразделений по борьбе с коррупцией

Статья 45. Надзор за исполнением законодательства в сфере борьбы с коррупцией

 ГЛАВА 8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 46. Внесение изменений и дополнений в некоторые законы

Статья 47. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и отдельного положения закона Республики Беларусь

Статья 48. Меры по реализации положений настоящего Закона

Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона