Из Юрцева в Юрцево, или «кругосветка» по Оршанскому району

Что такое пятница? Тот самый день, когда после тяжёлой трудовой недели можно расслабиться, забыть о суровых буднях и провести вечер в покое. Но не для нас. Воспитанники лицейского турклуба «Эдельвейс» решили в пятницу вечером начать поход, который прошёл с 17 по 19 ноября по маршруту «Могилёв – Орша – Юрцево – Межево – Высокое – Юрцево –  Орша – Могилёв». О том, зачем и как это было, здесь и пойдёт речь от лица участника похода.

Вечером 17 ноября на перроне станции «Могилёв - 1» нас приветливо встретил переполненный дизель до Орши. Время в дороге прошло практически незаметно: бывалые туристы успели выспаться под рассказы на тему «Как лучше закатывать огурцы» от бабушек с соседних сидений и воспоминания выпускников о жизни после Лицея. Новички начали потихоньку привыкать к атмосфере похода.

После скорой пересадки на Юрцево нам оставалось 20 минут проехать в электричке и дойти до самой деревни. И вот мы уже вышли из поезда, но, как это иногда бывает, всё пошло не по плану: вместо обычной дороги до Юрцево нас ожидало перепаханное поле и размытая дорога до трассы М1. Трасса приняла нас холодно: пока мы шли вдоль обочины, нас пытались остановить ветер, мокрый снег, шум проезжающих фур и сотрудники ГАИ (последние, кстати, оценили то, что наша группа двигалась чётко по правилам дорожного движения и с наличием на одежде световозвращающих элементов, и проводили нас до места ночлега). И вот мы уже в уютной и тёплой школе: чистимся, ужинаем, готовимся ко сну и к следующему сложному дню.

Утро прошло так же быстро, как сонливость у тех, кто не выспался. Вот мы попрощались с Юрцево и, направляемые работником школы, по короткой дороге мимо фермы отправились в агрогородок Межево. Компанию нам составил юрцевский пёс, который откликался на имена Сергей и Максим, и провёл с нами весь этот трудный день. В Межево мы узнали, что дороги до Высокого, которая, к слову, была на карте, нет – вместо неё теперь (СЮРПРИЗ, никогда не отгадали бы) перепаханное поле! Смирившись с тем, что нам придётся возвращаться обратно в Юрцево и идти в Высокое по обочине трассы, мы отправились осматривать межевские достопримечательности.

Первым делом мы подошли к руинам церкви, построенной в 1886 году. В ней, прямо под куполом, мы нашли каменный крест, около которого на стене висели иконы, а рядом стояли цветы: местные жители до сих пор с почтением относятся к этой святыне. Потом мы подошли к бывшей усадьбе Дерожинских, в которой сейчас располагается православный храм Серафима Саровского. Рядом с церковью находится старинный каменный крест, который перевезли сюда в 2005 году. Раньше он стоял на левом берегу реки Адров, около деревни Пильковичи. Также слева от входа в храм можно увидеть руины бывшей пивоварни.

После осмотра храма мы отправились в Высокое, пройдя по парку Любомирских – памятнику природы. Пройдя по тропинке между вековых лиственниц и сосен, мы вышли на асфальтовую дорогу. Вскоре мы устроились на бивак и пообедали у костра, а дальше – снова к Юрцево. Нам предстоял путь до посёлка Высокое, причём большую часть дороги пришлось идти по уже знакомой трассе М1. Водители автопоездов бодро сигналили нашей группе – наиболее приветливыми (судя по госномерам) оказались гости из Польши и стран Балтии. Переход в 22 километра оказался нелёгким, но, когда мы устроились на ночлег в местной школе, усталости как не бывало. Сил хватило не только для ужина, но и для традиционных игр в волейбол и «Слона». И если в Юрцево выспались далеко не все, то в Высоком сон был сладким.

Утро следующего дня началось с сытного завтрака и последнего перехода до станции Юрцево, откуда мы и начинали свой пеший путь. По пути на станцию мы успели осмотреть усадьбу, которая принадлежала дворянину М. Ф. Макшицкому. До наших дней сохранилось двухэтажное здание панского дома из камня, в котором в 1928 году состоялся 1-й съезд Коммунистической партии Западной Беларуси. Также к зданию примыкало два флигеля: деревянный, который находился сразу за панским домом, и кирпичный. Деревянный флигель, к сожалению, не сохранился, а вот здание кирпичного флигеля было выкуплено и отреставрировано – сейчас там проживает местный предприниматель.

Через приусадебный парк мы направились к станции. Дорога шла через поле, деревню и перелесок. Через два часа легко и непринуждённо мы дошли до станции, поели бутербродов и вскоре были в Орше. Зал ожидания наполнился нашими рюкзаками, а мы – грустным ощущением того, что буквально через три часа поход подойдёт к своему логическому завершению. Всю дорогу до Могилёва мы пели песни, которые, на удивление, нам подпевали как пассажиры, так и контролёр. И вот мы уже в Могилёве, прощаемся большой толпой с надеждой на скорую встречу в следующем походе…

Прочитав эту заметку, вы спросите: стоило ли тратить ЦЕЛЫЕ ВЫХОДНЫЕ, чтобы идти по ветру и грязи, спать на жёстком полу, терять силы в многочасовой ходьбе? СТОИТ! Каждый день в походе – целое событие. Хотя бы потому, что можно лучше узнать людей, с которыми общаешься; можно встретить новых людей в новых местах, где ещё не доводилось бывать; посмотреть на красоту природы и памятники архитектуры. Да и просто променять всё то, что есть в городе (как и сам город) на кучу эмоций и впечатлений, которые надолго остаются в памяти. Огромное спасибо хочется сказать руководителям похода Т.В. Старовойтовой и Ю.В. Висковскому, всем новоиспечённым инструкторам и выпускникам. А также хочется поздравить десятиклассников с их первым походом в составе турклуба «Эдельвейс».

ТВ, ЗАПИШИТЕ В ПОХОД, ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!