Основная идея инновационного проекта и модель медиакультуры учащихся

назад в проект     

Основная идея инновационного проекта и направления её осуществления

Основная идея проекта заключается в создании современной (эффективной) медиаобразовательной среды учреждения образования для повышения медиакультуры личности учащихся как средства успешной социализации в условиях современного информационного общества.

Модель медиакультуры учащихся

За основу взята модель формирования медиакультуры учащихся, которая разработана аспирантом кафедры общей и социальной педагогики государственного педагогического института города Северо-Осетинска Л.М. Льяновой. Модель развития медиакультуры личности учащихся в современном образовательном пространстве учреждения образования основывается на  определении структуры и места медиакультуры личности в системе общей культуры личности. Уровень развития медиакультуры личности учащегося, который проявляется в культуре его деятельности, поведения, общения и мышления, формируется на основе взаимодействия в информационном обществе и включает аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Представляя собой процесс общения, при котором происходит обмен культурной информацией, медиакультура не только предоставляет широкие возможности для общения людей во времени и пространстве, но и оказывает огромное влияние на специфику этого взаимодействия. Средства массовой коммуникации – разветвленная система печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, включая современное спутниковое телевидение, компьютер и Интернет выступают в качестве транслятора культурных ценностей и основных мировоззренческих установок личности, формируя как индивидуальное, так и общественное сознание. Медиаобразовательное пространство учреждения образования представляет собой результат интеграции медиа и образования, в котором осуществляется образовательный процесс в новых условиях информационного общества. Учреждение общего среднего образования, выступая социокультурным институтом, формирует целый комплекс факторов, влияющих на развитие медиакультуры личности учащегося. Среди них выделен субъект, средства, содержание и условия медиакультурного пространства учреждения образования. Под субъектом медиаобразовательного пространства мы понимаем носителя медиакультуры, осуществляющего социальное взаимодействие с помощью медиаресурсов. Субъектами выступают педагоги, учащиеся, родители, которые участвуют в организации медиаобразовательного пространства, и между которыми складывается особый стиль взаимодействия в новых медиакультурных условиях. Средства медиаобразовательного пространства школы представляют собой комплекс технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, который обеспечивает оперативный доступ к информации и осуществляет образовательные коммуникации. Медиатексты, понимаемые как произведения, распространяемые через массмедиа, в различных видах, формах и жанрах составляют содержательную часть медиапространства школы и представляют собой основной источник информации в образовательном процессе. Условия отражают организацию педагогического воздействия по совершенствованию и образовательного процесса и максимальной индивидуализации обучения через привлечение учащихся к активной медиадеятельности. В структуре медиакультуры выделяют культуру передачи информации, культуру ее восприятия, а также систему уровней развития субъекта. В результате медиакультура личности учащегося выступает как система развития личности человека в новых информационных условиях, что приводит к формированию медиакомпетентности будущего выпускника школы, соответствующей современным требованиям информационного общества. Медиакомпетентность личности, в свою очередь, представляет собой совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, определяющих особенности выбора, использования, критического анализа, оценки, создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализа сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Таким образом, медиакультура личности учащегося представляет собой систему усвоения культурных ценностей, норм и мировоззренческих установок на основе медиатизированной деятельности посредством взаимодействия в новых информационных и медиакультурных условиях информационно-образовательного процесса учреждения образования.