Лицей в лицах
Общество как на ладони
В нашем лицее есть человек, который разбирается в законах, по которым живёт наше общество; знает политологию, философию, экономику – все самые сложные науки. Человек, к которому можно обратиться с любым вопросом! Это Кристина Сергеевна Пирумян!
- Что побудило вас стать учителем? И почему именно учителем обществоведения и истории?
- Я не планировала стать учителем, хотя в школу в детстве играла. Да и квалификация у меня «историк-археолог». Глядя на лицеистов, убеждаюсь, что мой выбор был не таким осознанным, как у вас. Да и не было понимания, что пойду в школу работать учителем, хотя на 5 курсе уже обучала детей в 32 школе. Чаще нас распределяли в музеи, т.к. специальность научная.
С лицеем познакомилась на педагогической практике на 4 курсе. 8 марта была впечатлена творчеством детей и тем, как они поздравляли учителей, насколько атмосфера вокруг была свободной и креативной. В первые годы же, когда начала работать в качестве учителя, увидела, как сами учащиеся подготовили постановку о С. Есенине. А танцы? Причём и детей, и учителей. А какие у нас выпускные! Ощущение, что находишься на королевскому балу. И эта волшебная атмосфера Лицея меня уже не отпустила, и я стала чувствовать здесь «своей». У меня ощущение, что Лицей сам выбирает учителей, которые здесь будут работать.
С историей (как и с математикой) у меня еще со школьных лет складывались теплые отношения, и когда за один год я её сдала три раза, то подумала, почему бы не связать с ней свою жизнь. В обществоведение влюбилась с первых уроков преподавания, хотя свою базу мне пришлось поднимать практически с нуля.
- Как вы считаете, можно ли считать историю объективной наукой или она всегда будет субъективна?
- Исторические факты объективны, а вот интерпретация этих фактов всегда субъективна. Это как любое событие в жизни – оно не является плохим или хорошим, там намешано всего и в разных пропорциях. А в какую сторону ты повернешь тот или иной факт – зависит от учителя.
- Какие современные тенденции исследования истории и обществоведения кажутся вам наиболее интересными и перспективными?
- Пока очень сложно что-то оценивать, т.к. тенденции меняются очень быстро. Буквально вчера входили в Болонский процесс, потом менялся концентрический подход на линейный, затем издали учебник, соединяющий всемирную историю и историю Беларуси, а из последнего – создание совместных учебников по истории Беларуси и истории России. Это как новостная лента – быстро пролистываешь, но не успеваешь зафиксировать главное и второстепенное.
- Как вы оцениваете влияние новых технологий на изучение истории и обществоведения?
- Я всегда за прогрессивные методы. Но пока искусственный интеллект не внедряла, видно, старею =). Во времена Covid-19 я настолько пополнила знания об интерактивных методах проведения онлайн-уроках, что даже думала о создании онлайн-курса по подготовке к ЦТ. Конечно, невозможно полностью уследить за всеми новыми технологиями, но узнавать и пробовать их всегда интересно.
- Какие методы вы используете для стимулирования интереса учащихся к изучению истории и обществоведения?
- Про какие методы я бы ни говорила, за 10 лет преподавания все равно прихожу к выводу, что так или иначе важнее личность учителя, именно к учителю тянутся дети. А методы второстепенны. Если ты эрудирован, если тебе самому нравится твой предмет, ты увлечен им, дети потянутся за тобой и твой предмет будет им интересен.
А из моих любимых методов - использование групповых работ и, конечно же, kahoot.it, причем, когда дети создают «кахуты», это позволяет им самим поисследовать тему и создать что-то свое. С 8-классниками хорошо работает метод «вживания» в историю: когда кто-то из них крестьянин, кто-то император, а кто-то реформу провел.
- Какие ресурсы и материалы вы считаете наиболее полезными для обучения истории и обществоведения?
- Для обществоведения полезны любые ресурсы: от shorts и reels по соответствующей теме до простой встречи с интересным человеком, ведь мы обсуждаем все от философии до создания бизнеса.
Я сама люблю видеоформат; на youtube можно найти достаточно много полезной информации. По истории классно было бы работать с первоисточниками, но у меня не хватает базы данных. Например, по теме «Реформация в Германии» ты анализируешь само воззвание Мартина Лютера, а не текст учебника. Но такую базу сложно собрать.
- В вашем предмете сконцентрировались сведения из разных областей нашей жизни. А в вашей жизни что вас интересует?..
- Еще в 5 классе я сама пришла к учителю физкультуры и начала играть со старшеклассницами в волейбол. В университет играла за факультетскую команду по волейболу, а сейчас есть много мест, где можно поиграть, хоть ты уже окончил и школу, и университет. Недавно в поликлинике сидела с мужчиной пенсионного возраста и выяснила, что он тоже играет в волейбол, и весь обеденный перерыв мы с ним обсуждали тонкости игры.
Параллельно с волейболом играла в интеллектуальные игры, создала свою команду в 10 классе, а в 11 классе мы уже занимали призовые места на городе.
Сейчас к волейболу и интеллектуальным играм добавился интерес к танцам, психологии и сексологии. Несколько лет назад начала изучать социальные танцы (сальса), затем перешла на зумбу. Но сейчас не успеваю ходить, времени как будто становится меньше на развлечения, когда ты начинаешь готовить олимпиадников и заводишь собаку. Несколько лет у нас появился месячный лабрадор весом в полтора килограмма, но сейчас он весит уже 36 кг. Зимой, мне кажется, его можно использовать как извозчика для санок. Так как энергии у него много, общее количество времени на прогулки ежедневно составляет в среднем 4 часа. На олимпиадников поменьше времени приходится.
Недавно появилась идея создать свой подкаст, но есть сложности с реализацией: надо и техническую часть сделать, и с темой разобраться. И еще бы времени в сутках не 24 часа, а 48, чтобы осуществить все, что хочется. Но, я думаю, такая проблема не только у меня.
Желаем Кристине Сергеевне творческих успехов и стопроцентной реализации задуманного»!
София Мазина, 11 «Г»