Лицей в лицах
С географией на «Ты»
В нашем лицее есть человек, который знает всё о климате Земли, горах и лесах, о морях и озёрах – обо всех географических явлениях и процессах. И не просто знает, а с удовольствием делится своими знаниями с лицеистами! Это Дмитрий Владимирович Поджигеров!
- Дмитрий Владимирович, вы даете не так много интервью и на уроках не рассказываете о вашей жизни. За время вашего преподавания в лицее у многих из нас появились вопросы, которые мы хотели бы вам задать.
- Ну что ж, задавайте!!!
– Тогда начнем. Многих интересует, как же вы всё-таки выбрали профессию учителя географии и была ли это ваша мечта с детства?
- Нет, мечтой это не было. Всё произошло довольно спонтанно. Я готовился поступать на врача, учил химию и сдавал её как дополнительный школьный экзамен. В какой-то момент понял, что на медицинский, наверное, не потяну, и выбрал самые простые для меня предметы: биологию и географию. Вот так случайно и попал.
- Все знают вас как учителя географии из МГОЛ №1, но хотим полюбопытствовать… Где ещё вы работали?
- Когда был студентом, работал в ПТУ для малолетних преступников. Это была подработка, да и проработал я там всего несколько месяцев на замене. Потом работал в Кадинской школе, потом в Перекольской школе Кличевского района на отработке. Приехал в Могилёв, начал ходить по всем школам, где были пожилые учителя-географы. Мне пришёл ответ сразу из трёх школ: 27 и 40 школ, из 2 гимназии. И я работал там ОДНОВРЕМЕННО В 2 СМЕНЫ!!! Первые олимпиадники появились в 27 школе, и я переключился только на неё. Потом меня переманили на год в МГОЛ № 3, потом меня опять перехватила 27 школа. Я был заместителем директора по воспитательной работе, в силу разных причин мне пришлось уволиться… Работал я на стройке, ремонтировал компьютеры на фирме, а потом, в 2009 году, я прописался в первом областном лицее и горжусь этим.
- Какие у вас есть хобби? Как вы предпочитаете проводить свободное время?
- Конкретного хобби нет, они появляются в какой-то период времени. Когда-то меня увлекала гитара, было участие в нескольких музыкальных проектах. В общем, по-разному. Увлекался шахматами… Потом минералами… Сейчас ищу что-то новое, но пока в поиске.
- Вы заговорили о минералах. Расскажите, пожалуйста, как появилась эта любовь, какой минералы самый любимый, какой самый дорогой…
- Любовь к минералам появилась в 2019 году, когда меня попросили стать руководителем команды на 1 Белорусский геологический слёт, где я представлял команду Могилёвской области. Я просто набрал в команду победителей Заключительного этапа республиканской олимпиады по географии и детей, которых я учил в лагере “Олимпиец”. Это были успешные, замотивированные дети, которые хорошо знали географию. Так как география и геология близки, мы без особого труда заняли второе место. Чуть позже в Минске завязались знакомства – я получил в дар небольшую коллекцию минералов, за которой я поехал в Гродно. Привез в лицей, поставил в шкаф, запихнул под стекло - и пошло-поехало. Самый дорогой минерал подарил мне мой хороший друг, с которым мы вместе готовим географов-олимпиадников - Павел Алексеевич Книга из средней школы 1 Чаус; называется камень «медовым халцедоном» и представляет из себя окаменелость; если быть точнее, то это халцедон, заместивший коралл возрастом около 28 млн. лет. Медовый халцедон, к слову, является национальным камнем Флориды. Я сам оцениваю его в 1000 долларов, т.к он единственный в Беларуси. Вообще камней много, тут можно целый рассказ написать.
- А какой камень самый любимый?
- Любимого камня нет, но очень нравится аметистовый тукан. Смотрится очень изящно, и мало какая коллекция может похвастаться тем, что в ней присутствуют не только минералы, но и целые композиции из них.
- Вы, как учитель географии, знаете огромное количество красивых мест. Но много ли вы путешествуете? Какая страна или место показались вам самыми запоминающимися?
- Путешествую крайне мало, в основном просматриваю ролики тревел-блогеров. Сам был только в России (Смоленске и Москве), Украине. Возможно, буду путешествовать на пенсии, как пожилые люди из Германии, которые могут позволить себе кругосветное путешествие на круизном лайнере. Также я был в Азербайджане, когда был маленьким, самолётом летал в Баку - на курорт “Нефтяные камни” на Каспийском море.
- Говорят, что вы состояли в музыкальной группе. Расскажите немного про ваше участие в ней.
- Мне повезло учится с талантливыми музыкантами, которые основали группу «Афазия» - братья Трухачевы. Михаил учился со мной на одном факультете, на два курса старше. У них была проблема с басистами, которые не задерживались в группе, и вот я занял его место. Это самая простая «участь», потому что там всего 4 струны, зажимаешь на определенном ладу и извлекаешь звук - большого ума и способностей не нужно, но потом как-то затянуло и в другие музыкальные проекты, в частности в группу "DONATELLO" - последний проект, где я был басистом, но это был далекие 2007 и 2008 годы. С тех пор музыкой не занимаюсь, только в кругу друзей на кухне, либо на природе у костра.
-Вы являетесь тренером республиканской команды по учебному предмету уже много лет. Нервничаете ли вы перед республиканской олимпиадой или для вас это уже обыденность? Есть ли какие-то лайфхаки для подготовки олимпиадников?
- Нервничаю, конечно же, но стараюсь не подавать виду. Это уже будет 16 республиканская олимпиада, за плечами еще 20 областных олимпиад. Лайфхаков, наверное, нет, но сейчас появляются свои командные традиции. Это, например, желтый цвет одежды, бородатые тренеры. Планируем сделать свой флаг, но он пока находится на стадии разработки.
- Расскажите, пожалуйста, о запоминающихся случаях с республиканской олимпиады…
- Запоминаются не всегда хорошие случаи. В памяти всплывает 2013 год: парня увезли с олимпиады с острым аппендицитом и экстренно прооперировали в Гомеле. Такое тоже бывает; возможно, мы не взяли диплом из-за этого случая. А так каждый год бывают свои командные приколы. Помнится, когда в последний вечер перед награждением члены команды всячески веселятся над победителями, которые потом оказываются самыми сильные в команде. Мы сами придумываем себе развлечения для улучшения настроения и мотивации.
- Как бы характеризовали развитие географической науки в нашей стране и в нашем лицее? Чтобы вы хотели сделать в нашем лицее, чтобы он стал более "географичным"?
- Хотелось бы, чтобы у нас, именно на базе нашего лицея, если уже создали ресурсный центр по географии, то появился бы и профильный класс - один на всю область. Вот это, скажем, мечта, но понимаю, что предмет в настоящее время мало востребован. К сожалению, факультета географии и кафедры географии в Могилеве нет. Я надеюсь, что если появится у нас профильный класс, то, возможно, в МГУ имени А.А. Кулешова появится кафедра географии, будут у нас собственные выпускники-географы. Вот такую надежду я возлагаю на могилевскую географию.
Если говорить про страну, то, к сожалению, в последнее время видно по школьной программе, что отводится все меньше и меньше уроков на изучение данного предмета. Перспективы пока я не вижу, может быть, в будущем что-то поменяется, хотелось бы в это верить.
- Объясните, пожалуйста, максимально полно для учащихся лицея: зачем же все-таки учить географию и разбираться в ней?
- География дает особый склад мышления. Мы, географы, называем его просто - географическое мышление, которое позволяет ориентироваться в окружающем пространстве, понимать, как устроена жизнь в конкретном месте, видим эконмическую ситуацию в Беларуси и у соседей, понимаем, чего не хватает, - это такое универсальное знание. Люди, которые имеют географическое мышление, могут быть успешны во всем, я в этом искренне уверен. И если человек имеет географическое образование, то он не обязательно станет каким-нибудь преподавателем или ученым, а может быть успешным бизнесменом, политиком - кем угодно. Я считаю, что географические знания помогут во всем, поэтому они очень важны.
- Спасибо, Дмитрий Владимирович, за подробные ответы, за оптимизм! Желаем вам и нам, вашим ученикам, успехов и покорённых вершин!
Александр Шелковский,
Валерия Боровикова (11 «Д»)