УТВЕРЖДЕНО
протокол заседания областной
творческой группы учителей
русского языка и литературы
03.02.2021 №1
ПРОГРАММА
подготовки к республиканской олимпиаде
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
(II-III этапы)
9-11 классы
История русского литературного языка
Из истории русского литературного языка: некоторые особенности развития (XI – начало XIV в.; XIV – начало XVII в.; XVII – середина XVIII в.; XVIII – середина XIX в.).
Фонетика. Орфоэпия
Система фонем русского языка. Гласные и согласные. Система гласных фонем. Артикуляторно-акустическая характеристика русских гласных. О дифференциальных признаках гласных. Система согласных фонем. Артикуляторная характеристика русских согласных. Образование основных оттенков согласных фонем. Коррелятивные признаки согласных. Корреляция по звонкости-глухости. Корреляция по твёрдости-мягкости. Спорные вопросы в системе фонем русского языка. Фонематическая трактовка сложных звучаний.
Чередование фонем: позиционные и исторические чередования. Позиционные чередования гласных и согласных. Сочетаемость фонем русского языка.
Словесное ударение. Место ударения в русском языке. Безударные и слабоударные слова.
Состав слова. Словообразование
Морфемика. Морфема. Система словообразовательных единиц. Словообразовательные единицы и их производные. Словообразовательные единицы и их синонимы (дублеты). Подсистема словообразовательных единиц имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Суффиксы иноязычных слов (поэте-есс-а, опер-етт-а и т.п.).
Исторические изменения в морфемном составе слова: опрощение и переразложение. Словари морфем и морфемные словари.
Морфонологические явления: чередование гласных и согласных фонем, перемещение ударения, усечение, наложение морфем (интерференция), интерфиксация. Морфемный анализ слова.
Словообразовательная структура слова. Множественность словообразовательной структуры слова. Словообразовательная структура слова и его морфемный состав. Способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательный анализ.
Лексика. Фразеология
Историческая лексикология: из истории слов. Этимология некоторых лексических единиц. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения (заимствованная, старославянизмы). Признаки заимствованных слов. Старославянские элементы.
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (устаревшие слова, неологизмы). Омоформы. Омофоны. Омографы. Варианты и дублеты. Многозначность и омонимия. Проблема разграничения многозначности и омонимии. Синонимы. Антонимы.
Фразеологизмы, широко используемые в современном русском языке и встречающиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати, разговорной речи. Устойчивые образные сравнения, крылатые слова русского языка. Иноязычные фразеологизмы. Русские синонимы иноязычных фразеологизмов.
Сокращения современного русского языка (аббревиатуры, графические сокращения, например, а/я, р-н и т.п.): правописание, образование, произношение и ударение, грамматическая характеристика.
Морфология
Имя существительное: колебания между одушевлённостью и неодушевлённостью, трудные случаи определения рода (толь, мигрень, выпь; домишко, сапожище; чудило, плакса; рефери, буржуа, род аббревиатур т.п.), числа, падежа. Некоторые случаи склонения имён существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные собственные, в т.ч. и фамилии.
Глагол. Формы повелительного наклонения глаголов. Инфинитив. Формы глаголов прошедшего времени на -нуть. Непродуктивные глаголы с двумя формами настоящего-будущего времени типа сыплет – сыпет. Формы настоящего времени глаголов на -чь и др.формы глагола и их форм.
Имя прилагательное. Краткая форма прилагательных на -енный, формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Субстантивированные прилагательные и причастия.
Местоимения, особенности их употребления. Числительное. Формы косвенных падежей некоторых числительных.
Наречие. Разряды по значению. Степени сравнения наречий. Предикативные наречия.
Служебные части речи, трудности использования их в речи.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Инфинитивные предложения. Синтаксическая роль инфинитива. Номинативные предложения. Разновидности номинативных предложений. Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения. Осложнённые предложения. Многочленное сложное предложение. Чужая речь. Виды сказуемого. Согласование сказуемого. Согласование прилагательных-определений.
Сочетание знаков препинания. Знаки препинания в начале предложения. Знаки препинания внутри предложения. Членение предложения с помощью точки. Тире между членами предложения. Тире в неполном предложении. Тире в функции соединения. Тире в функции выделения. Знаки препинания при именительном темы. Сложные случаи постановки знаков препинания при однородных, обособленных членах предложения, в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами, вводных и вставных конструкциях, при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах, в сложном предложении, прямой речи, цитатах. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Знаки препинания в текстах разговорной речи.
Стилистика. Культура речи
Стили русского языка. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика: стилистическое использование форм частей речи, стилистический синтаксис.
Изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза), стилистические фигуры (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие).
Нормы русского литературного языка: акцентологическая, орфографическая, речевая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная. Нарушение норм русского литературного языка.
Отзыв о литературном произведении
Отзыв как жанр речи.Особенности композиции отзыва.
Полнота и глубина интерпретации содержания произведения: тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения); художественное время и пространство; образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы; сюжетно-композиционные особенности; социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст.
Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции: учёт жанровой специфики, приёмы и средства выразительной и образной речи: фонетические, лексические, в т. ч. тропы, фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические; размер, рифма, строфика как элементы ритма.
Цветопись, её роль в авторском замысле. Звукопись. Написание отзыва о художественном произведении (практикум)
Литература
Устное народное творчество:эпические, лирические, драматические произведения. Особенности художественного мира фольклорных произведений. Фольклор в живописи, музыке, коно- и мультфильмах.
Древнерусская литература и её жанры. Своеобразие произведений древнерусской литературы. Древнерусская литература и искусство.
Художественная литература как вид искусства. Писатели, поэты и их произведения в курсе литературы 5-11 классов (жизненный и творческий путь).
Содержание изученных произведений, их проблематика, основные герои; их жанровая и родовая принадлежность, художественное своеобразие. Литература и искусство.
Особенности литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм).
Теория литературы:
· виды народных сказок, особенности сказочного повествования, отличие литературной сказки от народной; миф и сказка;
· лирика как литературный род; особенности лирических произведений;
· углублённое понятие о ритме, рифме, интонации в лирических произведениях, стихотворных размерах;
· драма как род литературы. Специфика драматических произведений;
· обогащение понятия о рассказе, повести и др. эпических жанрах, развитие понятия о сюжете, литературном герое, портрете литературного героя, пейзаже, образе-символе;
· антитеза, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, метафора, аллегория; художественная деталь, строфа;
· основные жанры драмы, особенности драматических произведений; средства и приёмы создания комического;
· индивидуальность авторского стиля.
Разработчик: С.Ф. Германович, учитель русского языка и литературы ГУО «Романовичская средняя школа Могилевского района», квалификационная категория «учитель-методист»