От цифр к звёздам и обратно
Без математики и астрономии – никуда. Люди, изучающие эти науки, видят то, чего не видят другие, и даже больше. Просчитать всё, начиная от длины пути и заканчивая формулами для адронного коллайдера, необходимо для функционирования нашего мира. А потребность в определении местоположения существовала ещё в далеком прошлом, когда купцам и путешественникам требовалось уточнить собственное местоположение в море, в степи или горах.
Сегодня мы бы хотели вам рассказать о тех, кто с математикой и астрономией на «ты», - об учителях и их олимпиадниках…
Алина Полонская (диплом 2 степени на областной олимпиаде по математике)
- Как ты готовилась к олимпиаде? Есть ли у тебя какие-то секреты при подготовке к соревнованиям? Есть ли какие-то свои ритуалы, например, счастливая рубашка или выпить кофе?
- Читала разные книги, решала задачи, проходила новые темы, ходила на факультативы, занятия и т.д. По поводу ритуалов – да, надо сделать какой-нибудь прикольный мэйк и съесть несколько шоколадок (это уже просто как привычка).
- Что на олимпиаде оказалось самым сложным?
- Самое сложное – это оформление: важна каждая буковка, каждая запятая. А ещё сложны задачи по смешанным темам. А ещё мало времени на полновесное решение. И мне, как человеку динамичному и подвижному, сложно сидеть 4.5 часов на одном месте.
Михаил Солодков (диплом 2 степени на областной олимпиаде по математике)
- Что на олимпиаде оказалось самым сложным?
Геометрические задания. Был без понятия, как их решать. И, думаю, не я один, потому что в одной из задач максимальный набранный балл - это 3/8. Пришлось писать хоть что-нибудь…
- А самым интересным?
- Тоже геометрические. На решение задач уходило по полтора-два часа, за это время я успевал перебрать множество способов. Это было увлекательно, хотя мало что получилось.
- Расскажи о своих ожиданиях от олимпиады и о реальных впечатлениях?
- Ожиданий особо и не было, просто решал задания. Результат не очень сильно волновал, но был удивлен, что занял 4 место из 32, учитывая то, что ни одну задачу я не смог оформить на максимальный балл.
Владимир Василевский (диплом 1 степени на областной олимпиаде по математике)
- Чем ты хочешь заниматься в будущем?
- Программированием.
- На олимпиаде ты волновался? Или, наоборот, был уверен в себе? Совпали ли ожидания с реальностью?
- Ну было. Нет. Не помню я своих ожиданий
Даниил Зуб (диплом 2 степени на областной олимпиаде по астрономии)
- Как ты готовился к олимпиаде? Есть ли у тебя какие-то секреты при подготовке к соревнованиям?
- Готовился я в основном после уроков, иногда оставаясь в лицее до шести. Особых секретов нет, просто нужно не забивать на подготовку, хотя бы чуть-чуть, но что-нибудь делать. У меня есть не ритуал, а, скорее, привычка постоянно вытирать ручку и ставить точки на бумажке, ну, можно сказать, что у меня есть счастливые бумажки
- Чем планируешь заниматься, когда закончишь учебу?
- После лицея хотелось бы поступить в Минск, в БГУ. Думаю получить образование, связанное с физикой и астрономией
Ефремова Татьяна Алексеевна, учитель математики
- Стоит ли участвовать в олимпиадах?
- Думаю, нужно. Во-первых, участие в олимпиадах – это возможность проверить себя, проявить себя, поставить новые цели в изучении полюбившегося предмета. А во-вторых, это знакомства и общение с единомышленниками, с людьми неординарными и увлекающимися. И в-третьих, это возможность поступить в желаемый вуз досрочно, освободиться от сдачи выпускного экзамена в случае победы.
- Как полюбить математику, если ты гуманитарий?
- Для начала гуманитариям нужно примириться с необходимостью изучения математики, как, например, с необходимостью чистить зубы. Наш мозг, наше мышление нуждается в тренировках так же, как и мышцы. А математика – одна из наук, которая способствует этому. Так что тренируйте ваш мозг, считайте математику вашей помощницей (а она действительно помогает при изучении всех, да-да, всех наук).
Шаповалова Анжелика Михайловна, учитель математики
- Какой была нынешняя областная олимпиада? Как всё прошло?
- Олимпиада была очень сложная, даже я смогла не сразу решить задания. Участвовал мой ученик, и он абсолютный победитель, чему я очень рада.
- Как вы думаете, почему школьники редко интересуются математикой?
- Первое, что мне пришло на ум: это сложная наука. Нужно обязательно иметь логику и нужно любить математику, многим она кажется скучной.
Сиваев Юрий Владимирович, учитель астрономии
- С какими астрономическими заблуждениями люди сталкиваются чаще всего?
- Обратная сторона Луны всегда находится во тьме. Великую Китайскую стену можно разглядеть из космоса невооруженным глазом (на самом деле нельзя даже с самой низкой орбиты). Если опуститься на дно глубокого колодца днём и посмотреть вверх, то можно увидеть звёзды на небе.
- Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?
- Победами на республиканских олимпиадах по астрономии различного уровня. В особенности успешное выступление на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике.
Желаем учителям и их ученикам побед, точно выверенных, стопроцентных!
Александра Бибильникова,
Татьяна Болдышевская
(11 «Д»)