О филологах, больших и маленьких… Февраль 2021

О филологах, больших и маленьких… (калейдоскоп вопросов и ответов)

Позади – городская и областная олимпиада. Впереди – республиканская… О языке, его носителях, культуре и истории думают учителя-филологи и олимпиадницы… Так уж получается, что в лицее особую любовь к лингвистике питают представительницы прекрасного пола. Им – слово!

     *Грибайлова Екатерина (диплом 3 ст. по английскому языку)

- Какие были ощущения за секунду до того, как вы получили бланки с заданиями?

- Я волновалась перед олимпиадой. Задания приходится ждать долго, так что я была рада их наконец получить.

- Кто первый поздравил вас с победой?

- Виктория Анатольевна Шляхтич сообщила мне результат и поздравила с победой.

- Почему ты выбрала именно этот предмет для участия в олимпиаде?

- Мне нравится изучать английский язык, и я уже давно участвую в олимпиаде.

- Каковы твои дальнейшие планы в учёбе?

- Планирую просто учиться, а в следующем году хочу попасть на республиканский этап.

- Советуешь ли ты участвовать в таких олимпиадах?

- Советую участвовать в таких олимпиадах тем, кто отлично разбирается в любимом предмете и хочет испытать свои силы.     *Иваненко Анна Юрьевна, учитель английского языка

- Какие качества вы цените в учениках?

- Целеустремленность, коммуникабельность, ответственность.

- Как вы поддерживаете своих учеников во время подготовки?

- По возможности помогаю решить вопросы по другим предметам.

- Сколько времени необходимо уделять предмету, чтобы успешно выступить на олимпиаде?

- Это очень индивидуально. Зависит от уровня, с которым ученик приходит в лицей. Но, естественно, работать надо много.

- Как правильно распоряжаться своим временем при подготовке к олимпиаде, чему стоит уделять большее внимание?

- Самое главное - нужно соблюдать режим труда и отдыха. Большее внимание нужно уделить тому, что хуже получается.

- Какие советы вы можете дать будущим олимпиадникам?

- Развивать уверенность в себе.

     *Качмазова Диана (диплом 3 ст. по английскому языку)

- Почему ты решила участвовать в олимпиаде и какого результата ожидала?

- Хотела проверить свои силы и попробовать что-нибудь новое

- Какие эмоции ты испытывала, когда узнала, что победила?

- Было очень приятно узнать, что силы, потраченные на подготовку, не пропали.

- Какие советы можешь дать будущим участникам олимпиад?

- Поменьше переживать и получать удовольствие от процесса.

     *Сетько Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

- Какие качества вы цените при подготовке к олимпиаде?

- Умение концентрироваться, умение слушать и, главное, слышать, готовность к поиску, жажда открытия, терпение... На самом деле от учителя зависит не так много, как кажется. Основанная работа - это заслуга ученика, поэтому так важно его "трудовые " качества.

- Как вы поддерживаете своих учеников во время подготовки к олимпиаде?

- Во всем и полностью поддерживаю. Мне кажется, очень важно не мешать процессу внутренней работы, но "подбрасывать" дровишки в интеллектуальную "топку" - обязательно нужно. И, конечно, по-человечески интересоваться делами, настроением учеников - это то, без чего не произойдет волшебства открытия.

- Как вы считаете, результат зависит больше от ученика или от учителя?

- Это командная работа, это очень большой труд. Без одного элемента рискует "провиснуть" другой. Поэтому связка "ученик-учитель" - это особый "союз" умов, где важен и ценен каждый. Когда учитель и ученик "находят" друг друга - получается хороший результат.

     *Сиваева Алёна (диплом 1 ст. по русскому языку и литературе)

- Какие советы можешь дать будущим участникам олимпиад?

- Нельзя сдаваться при появлении трудностей, не стоит расстраиваться, даже если результат вышел ниже, чем хотелось бы, ведь всё ещё впереди, особенно у 9 и 10 классов.

- Как правильно распоряжаться своим временем при подготовке к олимпиаде?

- Работать, естественно, нужно, но нельзя забывать об отдыхе и учёбе по другим предметам. Тут важно правильно расставить приоритеты.

- Кто мотивировал тебя для участия в олимпиаде?

- Моя учительница по русскому языку. ?

- Какие были ощущения за секунду до того, как ты получила бланки с заданиями?

- Волнение, которое, вероятно, испытывают многие участники.

- Какого результата ты ожидала?

- Я не думала, что вообще возьму какой-нибудь диплом, потому что в прошлом году я не получила никакого диплома на областном этапе.

 - Кто первый поздравил тебя с победой?

- Мне сложно вспомнить, но, скорее всего, это были мои родители или моя учительница.

- Почему ты выбрала именно этот предмет для участия в олимпиаде?

- Русский язык мне давался сравнительно легко, в отличие от точных наук или английского

- Каковы твои дальнейшие планы в учёбе?

- Хотя я и иду на заключительный этап, я стараюсь уделять внимание не только русскому языку, поскольку в 11 классе надо будет сдавать экзамены и по другим предметам.

     *Леонова Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы

- Какие качества человека вы цените при подготовке к олимпиаде?

- Увлеченность предметом, целеустремленность, любовь к познанию нового.

- Как вы поддерживаете своих учеников во время подготовки к олимпиаде?

- Верю в них и говорю, чтобы они верили в себя.

- Участвовали ли вы когда-нибудь в олимпиаде?

- Да, диплом 2 степени на заключительном этапе во время учёбы в лицее.

     *Глинская Надежда (диплом 3 ст. по русскому языку и литературе)

- Почему ты выбрала именно этот предмет?

- Собираюсь связывать с русским языком своё будущее и вообще очень люблю этот предмет.

- Какие были ощущения, когда тебе раздали задания олимпиады? Может, какое-то волнение?

- У меня уже богатый опыт (шестой год участвую в олимпиаде по этому предмету). Несмотря на это, конкретно этот момент ВСЕГДА волнительный. Волнение присутствует всегда.

     *Манько Ольга Геннадьевна, учительница русского языка и литературы

- Какие качества вы цените в учениках при подготовке к олимпиаде?

- На мой взгляд, в первую очередь важны два условия: увлечённость предметом и готовность много работать, в том числе самостоятельно. Замечательно, если к этому прилагается хорошая память, начитанность, грамотность, умение тонко чувствовать поэзию и связно выражать свои мысли.

- Как вы поддерживаете своих   учеников во время подготовки?

- Искренне считаю, что важен не столько результат, сколько сам процесс. Ведь участие в олимпиаде - это прекрасная возможность расширить и углубить свои знания, развить умения искать и обрабатывать информацию, справляться со стрессом, грамотно распределять время. Это работа над лучшей версией себя. Диплом - приятный бонус. А ещё я горжусь моими звёздочками, верю в их способности, благодарна им за участие и люблю их - вне зависимости от результатов. И это абсолютная правда. Вот об этом и говорю.

- Как вы считаете, результат зависит больше от ученика или от учителя?

- 40/60. Учитель может лишь направить, дать информацию, помочь разобраться "в трудностях, тонкостях, вредностях", поддержать. Остальное - в руках ребёнка. Это ЕМУ придётся много читать, анализировать, запоминать. Это ЕМУ придётся в нужное время собраться, настроиться и выжать из себя тот максимум, на который он способен.

     *Карпекина Дарья (диплом 3 ст. по русскому языку и литературе)

- Какие советы ты можешь дать будущим участникам олимпиад?

- Не волноваться. Ничего страшного в олимпиаде нет, даже если вдруг не получилось занять место - жизнь на этом не заканчивается.

- Как правильно распоряжаться своим временем при подготовке к олимпиаде?

- Как бы ты ни старался распланировать своё время, бессонных ночей избежать не получится. Всегда появляются какие-то новые неотложные задания либо для подготовки к олимпиаде, либо для получения аттестации по другим предметам.

- Кто замотивировал тебя участвовать в олимпиаде?

- Я с начальной школы хожу на разные конкурсы и олимпиады, поэтому даже не могу сказать, кто именно всему этому поспособствовал. Наверное, всё-таки родители.

- Что помогло в трудный момент не опустить руки?

- Желание получить 10/10 по языку и литературе за год :))

- Какие были ощущения за секунду до того, как ты получила бланки с заданиями?

- Подумала о том, что забыла абсолютно все. И конечно же, не избежала глупых ошибок в заданиях.

- Какого результата ты ждала?

- Я была уверена в том, что возьму диплом.

- Каковы были твои впечатления от победы?

- Обрадовалась, но мы все были настолько уставшие, что думали лишь о том, как быстрее приехать домой и лечь спать.

- Кто первый поздравил вас с победой?

- Ольга Геннадьевна, она готовила меня к олимпиаде и поддерживала все это время. Безумно ей благодарна

- Почему ты выбрала именно этот предмет для участия в олимпиаде?

- Всегда участвовала в олимпиаде по русскому языку, и этот год не стал исключением)))

- Сколько времени ты провела за подготовкой?

- Все дни, начиная от лицейского этапа до областного, были проведены за подготовкой к олимпиаде. Практически целый день занималась русским: сначала в лицее, затем выполняла огромное количество заданий дома. И так каждый день.

- Каковы твои дальнейшие планы в учёбе?

- Буду поступать в филологический класс. Постараюсь и в следующем году одержать победу на олимпиаде, может, даже пройти на республику)

- Советуете ли вы участвовать в таких олимпиадах?

Да, на самом деле это очень полезно. Сама подготовка не только улучшает знания по предмету, но и развивает множество навыков: стрессоустойчивость, дисциплинированность, целеустремлённость.

     *Нестерова Ксения (поощрительный отзыв на олимпиаде по русскому языку и литературе)

- Какие советы можешь дать будущим участникам олимпиад?

- Не загоняйтесь сильно))) Конечно, нужно не лениться, нужно усердно готовиться, но перегружать себя работой тоже плохо. Берегите ваши нервы, высыпайтесь и наслаждайтесь тем, что делаете.

- Как правильно распоряжаться своим временем при подготовке к олимпиаде?

- Я думаю, что при подготовке к олимпиаде важно планировать время, опираясь на степень важности того или иного дела. Всегда есть вещи, которые можно и не сделать, а освобожденное время посвятить подготовке к олимпиаде. Но не нужно забрасывать всё))) А ещё важно уделять время отдыху, не сбивать нормальный режим сна.

- Кто замотивировал тебя участвовать в олимпиаде?

Наверное, Ольга Геннадьевна (мой преподаватель русского языка)

- Какие были ощущения за секунду до того, как вы получили бланки с заданиями?

- Было ооочень интересно, что там будет.

- Какого результата ты ожидала?

- Вообще-то я ничего не ожидала, так как у меня не было большого опыта участия в олимпиадах. Мне просто было интересно)

- Каковы были твои впечатления от победы?

- Не скажу, что я была рада (Скорее, наоборот). День апелляции был трохи трэшовым, да и я знала, что могла написать лучше.

- Кто первый поздравил тебя с победой?

- Девочки, с которыми мы ходили на олимпиаду.

- Почему ты выбрала именно этот предмет для участия в олимпиаде?

- Потому что мне нравится русский язык. Ну и, поскольку я филолог, я подумала, что олимпиада поможет мне в сдаче экзаменов.

- Сколько времени ты провела за подготовкой?

- Я не могу сказать, что я так уж сильно готовилась. Дома, например, я просто делала то, что задавали. Обычно это не занимало много времени, но иногда на тот же отзыв у меня могло уйти часа 4. Ну а по факту я не сильно напрягалась)))

- Каковы твои дальнейшие планы в учёбе?

- В этом году мне нужно сдавать вступительные экзамены в лицей, поэтому, думаю, я буду готовиться. Ну а дальше... посмотрим.

- Советуешь ли ты участвовать в таких олимпиадах?

- Я думаю, что олимпиада — это хороший опыт. В любом случае, готовясь к олимпиаде, вы очень сильно подтягиваете ваши знания по предмету, даже если вы и не побеждаете. А иногда тот же проигрыш может оказаться более ценным опытом, чем победа. Поэтому, если у вас есть возможность, участвуйте)))

     *Жлоба Анна (диплом 3 ст. по русскому языку и литературе)

- Какие эмоции у тебя были за секунду до того, как ты получила задания олимпиады? Было ли волнение?

- Думаю, да. Волнение присутствовало и за день до олимпиады, и за секунду до нее, но это продолжалось, пока нам не раздали задания. Когда их раздали, волнение как рукой сняло.

- Почему ты выбрала именно этот предмет?

- Если честно, это один из тех немногих предметов, который мне действительно нравится. Я люблю его изучать. Особенно с 8 класса, когда я поступила в лицей и моя новая учительница стала преподносить этот предмет просто и интересно. Поэтому я стала все больше и больше любить русский.

- Можешь ли дать какой-нибудь совет будущим участникам олимпиад? Может, насчёт подготовки или насчёт того, как правильно распределять время при подготовке?

- Я бы посоветовала ребятам в любом случае усердно готовиться, возможно, частенько перечитывать материал, пройденный с учителем. Но никогда не переусердствовать и никогда не сидеть до часу ночи за учебниками! Я сама прошла через это, т. к. иногда такие ситуации и у меня случались. Однако ни одна олимпиада не стоит нашего здоровья! Если это ваша первая олимпиада, просто доверьтесь. Все должно быть в меру, и здоровый сон и отдых очень важны. Про это забывать не стоит!

- Было ли у тебя когда-то желание сдаться? И что помогает тебе не опустить руки?

- Да! У меня даже несколько раз было желание сдаться! В какое-то время я уставала, а в какое-то очень нервничала. Но в конце концов я не сдалась, потому что меня поддерживали родители, учитель и одноклассницы. Я думаю, что именно их поддержка помогла мне.

     *Лазарева Александра (диплом 1 ст. по русскому языку и литературе)

- Какие были ощущения за секунду до того, как ты получила задания олимпиады? Было ли волнение, была ли ты уверена в своих силах?

- Никаких ощущений. Не волновалась, не надеялась на что-то заоблачное. Решила, что все будет так, как должно быть.

- Почему ты выбрала именно этот предмет?

- Люблю русский язык, для меня это легко (как развлечение, отдых). Нравится литература. Приятно, когда работа дает результаты.

- Можешь ли дать какой-нибудь совет будущим участникам олимпиад?

- Я занимаюсь большое количество времени дома и в лицее, но отдых все равно нужен. Вечером можно посмотреть какой-нибудь сериал (желательно даже по книге или биографии писателя). Конкретного режима у меня нет, просто занятия в свободное время. Желательно смотреть фильмы про войну, интересоваться искусством, слушать хорошую музыку, так как позже это, несомненно, пригодится. И, конечно же, нужно любить свое дело, ведь это половина успеха

- Было ли у тебя когда-то желание сдаться? И что помогает тебе не опустить руки?

- Нет, не было. Это всего лишь 9 класс, нет смысла расстраиваться, если не получится. Я буду готовиться к 11 классу, хочу победить, потому что не хочу сдавать ЦТ. Когда хочется полениться и ничего не делать, я вспоминаю про учителей, которых не хочу разочаровать (и лицей, который не хочу подвести). А еще я хочу порадовать Ольгу Геннадьевну, которая так усердно меня готовит.

 

     *Берёзко Инесса Николаевна, учитель французского языка

- Какие качества вы цените в учениках при подготовке к олимпиаде?

- Усидчивость, упорность, терпение. Пожалуй, всё.

- Как вы поддерживаете своих учеников во время подготовки?

- Стараюсь создать комфортные условия: устраиваем чаепития с печеньем, позволяя себе отдыхать.

- Сколько времени необходимо уделять предмету, чтобы успешно выступить на олимпиаде?

- Это все индивидуально. Но чаще всего это ежедневный труд, не менее 3-4 часов.

- Участвовали ли вы когда-нибудь в олимпиадах?

В детстве, наверное, да. Уже не помню.

- Как вы считаете, результат зависит больше от ученика или от учителя?

- Думаю, от ученика. Хотя, конечно, два составляющие - ученик и учитель - важны.

     *Анна Яковская (похвальный отзыв на олимпиаде по французскому языку)

- Какие были ощущения за секунду до того, как ты получила бланки с заданиями?

- Я очень переживала.

- Какого результата ты ожидала?

- Надеялась на призовые места.

- Каковы были твои впечатления от победы?

- Было облегчение и радость.

- Кто первый поздравил тебя с победой?

- Мои родители.

- Почему ты выбрала именно этот предмет для участия в олимпиаде?

- Я изучаю французский язык с первого класса. Этот язык для меня очень важен.

- Сколько времени ты провела за подготовкой?

- Проводила каждый вечер за подготовкой, а благодаря свободному посещению смогла уделять предмету ещё больше времени.

- Каковы твои дальнейшие планы в учёбе?

Хочу дальше развивать моё знание французского и удачно сдать ЦТ.

- Советуешь ли ты участвовать в таких олимпиадах?

- Да. Участвовать в олимпиаде можно не только ради победы, но и для саморазвития, для проверки своих знаний. Это также помогает готовиться к выпускным и вступительным экзаменам.

     *Полина Триушенко (диплом 3 ст. по французскому языку)

- Какие были ощущения за секунду до того, как ты получила бланки с заданиями?

- Ощущение были достаточно привычные: вроде бы и спокойствие, но всё равно было лёгкое волнение.

- Какого результата ты ожидала?

- Если честно, узнав свою тему устного высказывания, немного разочаровалась. Тема, конечно, была знакомая, но лексики не хватило, чтобы ее хорошо ответить. - Поэтому вообще не ожидала даже что-либо получить.

- Кто первый поздравил тебя с победой?

- Первой меня поздравили девочки, с которыми я входила в состав могилевской команды. Чуть позже поздравили родители и вся семья

- Почему ты выбрала именно этот предмет для участия в олимпиаде?

Французский язык я выбрала, потому что он для меня достаточно близок. Учу его с первого класса, повезло несколько раз съездить во Францию, где я жила в семье.

- Сколько времени ты провела за подготовкой?

- Хотелось бы больше времени провести за подготовкой, но поскольку французский мой непрофильный предмет, то такой возможности не было.

- Каковы твои дальнейшие планы в учёбе?

- Какой-то определенной цели пока что нет, но хочется попробовать поступить в БНТУ. Точно знаю, что буду сдавать как профильную математику, так и непрофильный французский.

- Советуешь ли ты участвовать в таких олимпиадах?

- Каждый должен сам решить, нужно ли ему это. Я считаю, что, если есть возможность, нужно попробовать. На олимпиаду нужно затратить достаточное количество сил и времени, но зато ты сможешь углубиться в изучение своего любимого предмета.

     Вот такие они, девочки-филологи. Серьёзные и улыбчивые, скромные и дерзкие, немногословные и красноречивые. Их всех объединяет любовь к языку, который для кого-то безграничная и сложная наука, для кого-то ниточка, связывающая людей, а для кого-то даже оружие.

Интервью брали

Дарья Гриченкова,

Дарья Горелова,

Анастасия Болдовская,

Полина Одынец,

Наталья Гайдулькина,

Анна Силивестрова

(11 «Д»)