Инновационная деятельность в Лицее
Памятка для организации работы в режиме внедрения инноваций
Педагогический коллектив или педагог, решившие работать в режиме развития, т.е. внедрения инноваций, должны:
создать банк современных инноваций: новое содержание и новые технологии, индикаторы творческой среды образовательного учреждения, создание новых профессиональных объединений педагогов (кафедры, мастер – классы, педагогические студии);
определить отношение к инновациям, собрать альтернативные мнения, сформировать мотивацию педагогов;
оценить личностно – индивидуальную мотивацию каждого педагога: тип нервной деятельности, профессионализм, креативность, уровень тревожности и самооценки;
вести разъяснительную работу по осмыслению и осознанию каждым педагогом своего места в инновационном процессе;
составить программы внедрения новых идей и подходов;
объективно оценить достигнутые результаты, установить причинно – следственные связи удач и ошибок, определить перспективы развития.
Работа в режиме развития требует определенных условий:
достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг учреждения образования среди детей, родителей, в районе, области;
хорошая учебно – материальная база по обучению и воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
готовность детей и родителей к восприятию нового;
микроклимат в лицее, доброжелательная атмосфера, открытость учреждения образования как социального института.
Инновации в области обучения и воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно – творческая направленность личности включает:
творческий интерес к инновациям в учебной и воспитательной работе;
сформированная потребность в личных достижениях;
стремление к профессиональному лидерству;
ожидание позитивной оценки;
создание ситуации успеха для коллег;
позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
Решающим фактором внедрения инноваций является позиция руководителей школы и, прежде всего, заместителя директора по учебной или воспитательной работе.
Творческие возможности заместителя по учебной и воспитательной работе заключаются, на наш взгляд, в следующем:
знание и генерирование идей по проблемам инновационной деятельности;
независимость суждений на основе высокого профессионализма;
владение панорамой инноваций в образовании области, района, учреждения образования;
способность преодолевать инерцию в деятельности педагогического коллектива;
способность к оценочным суждениям и к рефлексии.
В структуре инновационной деятельности по проблемам обучения и воспитания, как убеждает практика, очень важны индивидуальные особенности личности заместителя директора:
общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого – педагогической литературы;
креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
постоянное обновление содержания образовательной и воспитательной деятельности, педагогических технологий и управления процессом обучения и воспитания;
знание и использование национально – региональных особенностей в контексте образовательной и воспитательной системы;
уверенность и ответственность за порученные дела;
способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов