В Доме с окнами к солнцу…

В Доме с окнами к солнцу…

В этом интервью хотелось разузнать обо всём, чем живёт Надежда Ивановна Савич… Хотя здесь не виден её задумчивый взгляд, не слышны разные интонации в голосе – от серьёзных до душевно-теплых… Но в этих словах – самое главное, самое сокровенное…

Вы, НИ, в лицее давно... Сколько лет?..

С первого дня Лицея. С 1990. Считайте….

А что было до него, до Лицея?

В моей трудовой книжке не так много записей. Год в малокомплектной школе Червенского района. Знаете, что это такое? Это когда в одном кабинете учатся три класса одновременно: 1, 2 и 3. Всего 15 учеников. Наверное, в этой школе я поняла, что хочу быть и буду учителем. Правда, недолго я упивалась этой радостью. Так как вернулась из декретного отпуска моя предшественница, пришлось уйти. Ушла на филфак БГУ. После его окончания работала в своей родной школе в Червенском районе. Но так как слишком резко стала подниматься по карьерной лестнице, решила сбежать… в какой-нибудь детский дом. Так в 1987 году оказалась в Могилёвской школе-интернате №1. А потом плавно перешла в Лицей. В этом году будет 30 лет, как я «поселилась» в этом Доме с окнами к солнцу… Короче, вся моя жизнь состоит из случайностей. Наверное, из счастливых…

Когда вы захотели стать учителем? Почему? Как и где вы учились?

Совершенно не собиралась быть учителем: как-то сложно было полюбить эту профессию, так как все её заморочки были у меня перед глазами – в доме постоянно проходили «малые педсоветы», писались планы, проверялись тетради и т.д., так как росла я в учительской семье. Я собиралась стать журналистом (ох, хорошо, что этого не случилось!) и, кстати, хотела… писать книги (слава Богу, что вовремя расхотела…). В мои 14 лет родители решили, что я должна продолжить семейную династию (ей уже почти 400 лет), и отправили в Минское педагогическое училище. Всё. Коготок увяз – всей птичке пропАсть.

О чём вы думали, идя на первый свой урок?

Он так давно случился, этот первый урок! Да вроде ни о чем не думала. Боялась… Боялась опоздать на автобус, потому что пришлось бы «ловить» попутку или идти пешком. Боялась детей. Боялась, что не научу их читать-писать. И себя… тоже боялась…

Опишите, пожалуйста, идеальный урок. Какой он?

Я не знаю, что такое ИДЕАЛЬНЫЙ урок.  Потому что нет предела совершенству…

Думаю, что хороший урок – это взаимодействие двух систем, двух Вселенных – Ученика и Учителя. Их совпадение (счастливое!), думаю, чаще всего происходит в старших классах, когда каждому участнику образовательного процесса уже понятно, для чего и зачем… Впрочем, это совпадение может и не произойти, если содержательный, замечательно скомпонованный материал учитель приносит на урок и не заботится о том, чтобы ученик участвовал в создании Урока, когда пища для ума и души детей готовится только по рецептам учебной программы без участия в этом процессе учеников, когда послушному ученику остаётся только усвоить то, что предлагают. Тогда ничего не получается. Ни развития, ни творчества, ни свободы…

И ещё. Нужно хорошо понимать смысл своей педагогической деятельности – он в организации успеха твоих учеников -  и сегодняшнего, и завтрашнего…

Что помните из своей школьной жизни?

Разбитые коленки, сломанные лыжи, звонки на уроки (они звенят во мне и сейчас – наш дом стоял возле школы), мальчик Толик, в которого была влюблена, пальцы в чернилах (до сих пор люблю писать «чернильной» ручкой»), «Всадник без головы» с фонариком под одеялом, счастье не идти в школу из-за температуры и читать, читать, читать… А если серьёзно, то в памяти моей навсегда останутся мои самые первые и самые главные Учителя – мои родители. И старшая сестра, которая пыталась из меня «сделать человека».

Какие мечты детства вы воплотили в жизнь?

Ой, лучше сказать о том, что не «воплотилось»: я не научилась плавать, не выучила английский, не научилась водить машину, не прочитала всех нужных книг… Единственное, что мне удалось, - я достаточно много путешествовала, увидела закат из иллюминатора самолета, «Сикстинскую мадонну» и «Джоконду». Тешу себя мыслью, что почти поднялась на Эльбрус. Правда, Александр Зиновьевич и Владимир Вячеславович, с которыми я шла, так не считают. Жаль…

А каким Лицей был раньше?

Думаю, таким же…У каждого выпуска Лицей свой, особенный. И всегда  – ЛЕПШЫ…

Что изменилось сейчас?

Лицей ведь не только стены, лестницы, зеркала… Лицей – это люди, которые его населяют. Я не могу сказать,  КАК он изменился – «в лучшую сторону» или «в худшую» - не люблю эти выражения))  Он просто другой, потому что в Лицей приходят другие дети. Да и мы становимся другими. Tempora mutantur et nos mutamur in illis…  И всё-таки атмосфера Лицея остаётся неизменной.

Что вас радует? Огорчает?

Радуют люди. Огорчают они же. Закон борьбы противоположностей…

Какие места в Лицее у вас любимые? Почему?

«Чёрная» лестница на третьем этаже. Если сесть на ступеньки повыше, можно долго-долго смотреть в окно. И думать. Именно там в голову приходят очень даже неплохие мысли. Наш с Вячеславом Эдуардовичем кабинет. По-моему, он наполнен какой-то потрясающей энергетикой: его стены впитали в себя столько радости, столько слёз, столько обид, переживаний и…любви! Он для меня совершенно живой организм…

Расскажите, пожалуйста, о том, как собираете "кусочки памяти" - фоточки ваших детей...

Специально не собираю. Кто-то приносит их и тихонько кладёт под стекло на моём столе… Кто-то дарит их мне на вечерах встреч. Чьи-то фотографии остаются у меня после выпуска – эти люди  просто обязаны остаться со мной в Лицее.  А вообще, самые лучшие фотографии – это те, что сделаны сердцем. Таких у меня тысячи…

Что в вашей работе заставляет вас волноваться?

Наверное, завтрашний день образования.

Если бы у вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была?..
Школой Радости. Как у Амонашвили.

Ваши черты характера?

Ужасные черты характера. Среди главных пороков – лень и неумение распределять время. Из более  приличных черт – не люблю опаздывать. Уловили противоречие?

Помните, раньше девочки вели свои тетрадочки-анкетки?.. Так вот, вопросики как будто бы оттуда: любимый писатель? цвет? музыка? время года? и почему?
Самое сложное – ответить на вопрос «почему?».  Ну, вот потому… Не знаю, какие дороги приводят к предпочтениям – любят ведь не за что-то…Попробую.

Писатель – Чехов. Потому что до сих пор не могу постигнуть его глубину…

Цвет – синий и все его оттенки. Потому что цвет неба.

Музыка – классическая, «Queen», Шевчук и Лявон Вольскі.

Время года – осень…Начало учительского года. Время подумать…

Ваше хобби?

Всё-таки моё хобби – Лицей.

Ну, а если более конкретно, то хорошие книги и хорошие фильмы. Хорошая музыка. Дороги. Поезда и самолёты. Фотография.

Ну и 120 колокольчиков в моей коллекции. Их прелесть почувствовала с появлением в моем доме кошки Анфисы – звенят постоянно. Говорят, этот звон отгоняет всяких злых духов. Пусть звенят… Правда, это не мешает мне различать ещё и телефонные звонки. Они меня тоже радуют.

Кстати, словечко об одном из хобби… Фотографии, которые получаются у Надежды Ивановны, необыкновенные… Пронзительно-лирические… Или возвышенно-романтичные… И этот взгляд через фотообъектив, как и в жизни, очень искренний.